Село Баскаки Весьегонского уезда Тверской губернии

ризы и колокола и всякое строеніе мірское приходныхъ людей»! Если бы строитель былъ баринъ, вдадѣлецъ земли, позволившій своимъ холопамъ соорудить св. храмъ, то конечно въ опись было бы зане- сено его имя или его участіе. Крестьяне же, извѣстно изъ купчей П. И. Хворостинина, в'ь концѣ 16 вѣка были «помѣщичыши» и слѣдователъно въ эти года, отъ 1586 года до пошертвованія вотчины въ моностырь, не могли построить храма. Пожертвованіе зке въ моностырь княгинею А. Хворостининою было прежде 1618 года, и, вѣроятно, въ самыхъ послѣднихч> годахт^ 16 вѣка. Предположеніе оправдывается тѣмъ извѣстіемъ, что въ 1600 году въ с. Васка,кахъ было освященіе деревянной Николаевской церкви, и что сюда былъ присланъ архіереемъ (имя его не обозначено) антиминсъ со св. мо- щами, печатанный на холстѣ, въ холщеномъ литонѣ. На немъ надпись: «данъ въ 1600 году кч> церкви св. Николая въ с. Баскаки» '). Имѣя В'Ь виду простоту древняго устройства Новгородскихъ храмовъ и, потомъ въ деревняхъ, простымъ четырест'Ьнкомъ или пятистѣнкомъ^ мозкно съ небольшою ошибкою утверждать, что построеніе храма, а за иим'ь и освященіе, было именно въ 1600 году. Обычно, въ народѣ ходит'ь слух'ь, что подъ этішъ храмомъ Николаевскимъ, именно под-ь порогом'!», покоится усопшій баринъ, который-де завѣіцалъ себя тут'ь похоронить. «Пусть всякій, вступившій на порогъ сего св. храма, ВСПОМНИТ'!» раба Божія—строителя сего храма»! Такъ передаетъ пре- даніе народная память. Но это сказаніе не можетъ касаться именно этого Николаевскаго храма 1600 г., потому что: во 1-хь, онъ по- строенъ приходскими людьми, а не бариномъ, и во 2-хъ, потому, что не только во время строенія, но еще и прежде его, владѣтелемъ СІ Васкакъ былъ князь Ѳедоръ Иванович'!» Хворостининъ, который при жизни принял'ь иночество и былъ похороненъ при Троице-Сергіевомъ монастырѣ, гдѣ послѣ его равно похоронена была и вдова его княгиня Антонида, пожертвовавшая свою вотчину въ монастырь. Очевидно, что баринъ сего храма въ 1600 году не могъ и построить. Хранимое же В'Ь памяти народа преданіе о похороненномъ баринѣ можетъ быть р Это'гъ антиминсъ бы.іъ наііденъ церкопнымъ причтомъ вг 1818 году въризницѣ между неупо- требляемыми, выбившимися изъ переплета, книгами. Мѣстный благочинный напіелъ его обвет- шавшимъ, съ полинявшими въ разныхъ мѣстахъ изображеніями, отчего и препроводилъ его въ ризницу Тверского каѳедральнаго собора. (Дѣдо архива Тверской Дух. Консисторіи АШ 56 и 59).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1