Тверской патерик

- ' 156 - 43. ПреПОДОбный Максимъ грекъ. "Въ русской церковной исторiи, пишетъ Е. Е. 1'0- лубинскiй, Максимъ грекъ съ одной стороны лицо совер- . шенно случайное, а съ другой сколы~о знаменитое въ ней самой, столько же и важное по отношенiю ·къ HaYKt въ Россiи. Человtкъ 'галантливый, блестяще и высоко образованный въ самомъ строгомъ смыслt этого слова, Максимъ имtлъ спецiальную врожденную наклонность къ дtятельности пророка или публициста-обличителя, и его знаменитость, какъ русскаго дtя'геля, состоитъ въ томъ, что онъ, среди многообразной учительности, вы­ ступаетъ небоязненнымъ и горячимъ обличителемъ и бичевателемъ религiозно-нравственныхъ ПОрОIЮВЪ совре­ lшннаго ему русскаго общеС'l'ва,-ЧТО онъ явился у насъ ' проповtдникомъ ис'гиннаго христiанства противъ фари' сейства внtшней набожности, которое онъ нашелъ въ Россiи. Для науки и исторiи русской цеРI~ВИ Максимъ r важенъ тtмъ, что въ своихъ оБЛИЧИ'l'ельныхъ писанiяхъ онъ далъ ей 'шкое яркое изображенiе нравственной фи­ зiономiи современнаго ему русскаго общества, какого }lЫ напрасно искали-бы у писателей природно - русскихъ" \..{ Исторiя pYCCIt. церкви т. 2).-"Преп. Максимъ-Грекъ Святогореnъ, по СЛОВRМЪ свящ. А. Синайскаго, въ своей жизни и дtательности представляетъ ЗRмtчательное явле­ яiе въ исторiи русскаго общества ХУI В'вка, какъ вре­ мени продолжительнаго броженiя, колебанiй и борьбы новыхъ религiозно-церковныхъ понятiй и иноземныхъ влiянiй съ господствовавшимъ невtжествомъ и назрtвшею по'гребностью въ очищенiи застарtлыхъ недостатковъ, умственныхъ и нравствеН8ЫХЪ. Въ лицt пр. Маl~сима грека, съ одной C'l'OPOHbl СЛЫШИ'l'ся идеальный свtтлый голосъ самостоятельнаго дtЯ'l'еля и невиннаго С'l'радаль' ца-мученика, а съ другой -обнаруживается полная сла- бость единичныхъ силъ для ,скораго и плодотворнаго воздtйствiя на установившiйся вtItами складъ понятiй ! русскаго общества; вълицt пр. Максима можно, далtе, .. видtть выраженiе и завершенiе того греко-византiйскаго

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1