Тверской патерик

~ 222- !на него называю'l'СЯ клеветою: "быта клеветы мнози .на Евфимiя: вси возсташа нань клевещуще"; отмъчается то, что Rипрiанъ не ПДJ?УГЪ ръшился обвинить Евфимiя, и 'l'олько по настояюю lШЯЗЯ устранилъ его отъ , управленiя епархiею, а равно и то, что избранный на мъето Евфимiя митрополичiй протодiаконъ Арсенiй, не .·остался даже въ Твери, а возвратился въ Москву. Говорится въ указанныхъ источникахъ, что митрополитъ "много смиряше и въ любовь приводяше великаго князя со владыкою Евфимiемъ и не бысть мира и любви, но наипаче вражда и брань велiя воздвизашеся и не возможе вражды утолити и мира и любви сотворити" . Во всякомъ случаt судъ надъ Евфимiемъ былъ СТРОl'iй и едва ли справедливый, онъ былъ обвиненъ болtе въ угоду великому князю, чtмъ за возведенныя на него преступленiя, въ Itаковыхъ его обвинnли, особенно съ теченiемъ времени. Такъ, въ житiи св. Арсенiя 1-го . епископа Тверскаго, соста13леннымъ архимандритомъ Макзрiемъ (Петровичемъ) въ 1764 г. на основанiи словъ инока (Желrгикова монастыря) 6еодосiя, говорится, что Евфимiй рззс'lшвалъ разныя мудрованiя о Христt, лко Арiй, о Вогородицt, яко НеС1'орiй, и иныя Оригеновы и Севировы заблужденiя; что онъ не согласился признать надъ собой власти никакого собора, кромъ собора вселен­ скаго, п?чеJlIУ прямо названъ въ ж~тiи еретикомъ. Но это ЖИТlе не заслуживае'гъ внимант по допущеннымъ грубымъ историческимъ ошибкамъ, какъ то, что митропо­ литъ Rипрiанъ, до ВОiзведенiя на митрополiю, былъ игу­ меномъ Riево·ПечеРCItОЙ Лавры, что Тверскiй святитель Арсенiй былъ родомъ И3Ъ Твери. что судъ надъ еписко­ помъ Евфимiемъ былъ еще при МОСКОВCItОМЪ веЛИКОJlIЪ князъ Димитрit Iоанновичt Донскомъ, а не при его сынъ Василiи и др. Въ дtлt Евфимiя видимо былъ неправъ 'Тверскiй князь, челоutкъ энергичный, честолюбивый и настойчивый, что можно усматривать и изъ того, что понравившiйся ему Арсенiй и весьма желательный для него на rrверской каеедръ, ю:шъ епископъ, боялся ;принять "владычество." (епиCIЮПСТВО) въ Твери "видt

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1