Протоколы чрезвычайного Бежецкого уездного земского собрания 14-15 марта 1908 г.
26 — аші jpc сельскую школы. Въ томъ же 1861 году, но ВЫСОЧАЙШЕМУ повелѣііію 28 ііиіин была, еоставлѳнъ пзъ представителей разни хъ Особый Комитоть, которьт’ былъ выработана, проекта общаго плана устройства народных'!, учнлищъ дла повсемѣсп сбучснія городскаго и сольскаго насоленія. Министерство Народна го Иросвѣіцснія ранос.ель ло этой, проекта на разсмотрѣЖ учрожденій своего учебного вѣдомства и многимъ икс страннымъ недагогамъ. Полученные отвѣты были отпечатаны въ видѣ сводовт. за.чѣчісои на нроектъ устава обіцихъ учобныхъ заведении, а самое дѣло осталось бела, далыіѣіііиряз нослѣдствій, и мысль объ обязательности обучен ія была оставлена. Въ 186-1 году мры лось Положѳніе о начал ышхъ народныхъ учили щахъ, въ которомъ Министерство иостжел ло своею цѣлію главными образомъ «содействовать» повсеместному учреждению учили)® нредоставнвъ свободу общественной и частной нниціативѣ. а3і1 Иниціаторы вскорѣ нашлись. Съ 1866 года въ ” , Еароднаго Просвдаго нія начинаютъ поступать ходатайства только что учрежденных'!, зомствъ о разрѣшонін fero ввести обученіе всеобщее и при томъ обязательное — въ подвѣдомихъ нмъ уѣздахъ при берніяхъ (таковы, нанримѣръ, ходатайства зомствъ: Чсрньскаго Тульской губ., КонопЫи ноградскаго Полтавской гѵб., Владимірскаго, Вятскаго, Вороножскаго, КкатсринославоРуч Олонецкаго, Херсонскаго). Ходатайства эти однако не получили удовлетворения. Народного Просвѣщенія графа, Толстой мотивировалъ отказъ, какъ видно няъ объясняй, ого во всеподданнѣйшсмъ отчотѣ за і 867 годъ, такъ: прежде чѣмъ требовать ота W™ 1 да обязательного посѣщонія школа,, необходимо устроить надлежащи мъ ооразомъ самхші <и лѵ и нрі учить кн. ней насоленіе. Въ 1870 году вопросъ о всеобщемъ обучен! и разеуо , ривался на съѣздѣ сельскихъ хозасвъ при Имйсраторскомъ Московско.чъ Обществѣ сслі|йк. го хозяйства. Съѣздъ призналъ необходимым'!, ввести всеобщее и при томъ ооязатмі Д обѵченіе на общегосударственный средства. Многіе чины съѣзда находили возможными #°і повить особый школьный налоги, упадаю щі it на тѣ классы населенна, въ которыхъ в# 01 лѣо сильно сознаніс необходимости элементарнаго образованія. Вт, то же время со ѵт#° земство продолжали поступать въ Министерство ходатайства о введен! и всеобщаго и| зательнаго обучения. Графъ Толстой поручили члену Совѣта Министерства Воронову г 1 '1 свое заключеніо по существу зсмскихъ ходатайства,. Вороновъ высказался въ иоложі# 8, номъ смыслѣ н даже составила, проекта правила, о введении обязательного обучен!#!, Россіи. Сущность этого проекта заключается въ слѣдующемъ: въ сеІеніяхъ, отстоя* 1 отъ школы не далѣе 2-хь верста, всѣ дѣти 8, 9 и 10 лѣтъ обязаны иосѣщать шрР ( въ теченіи 7 мѣсяневъ учебного года. За нарушеніе дѣтьми этого правила родители И 11 всргаются внушеніямъ, выговорамъ и штрафами,, но свыше цѣнности 2-хъ рабочнхъ І ъ Обязательность посѣщать школы и ответственность за нсисполненіо этого устанавлив» 1 съ разрѣшспія Министра Народнаго Просвѣщснія по ходатайствамъ земскихъ собранііР 3, родскихъ и сельскихъ обществъ, при условіи имѣнія вполнѣ подготовленного учите.* нс обезпеченія училища на все время содоржаніемъ не менѣе 300 рублей (2 записки If нова: о введеніп обязатсльнаго обучения въ С. -Петербург!;, о введеніи обязан, обу ходатайствамъ нѣкоторыхъ земскихъ собранна напечатаны въ журналѣ Министерств#^ роднаго Просвѣщ. за 1875 г.). Этотъ нроектъ Воронова посту ни лъ въ А чоныіі КойрД 1 ібяяі
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1