Протоколы чрезвычайного Бежецкого уездного земского собрания 14-15 марта 1908 г.

27 Министерства. Признавая возможным* допустить обязательность обучонія, Ученый Комитет* Шел* полезным* предоставить это право только городским* и сельским* обществам* или Земским* же собран іям* в* этом* отказано но слѣдующей мотнвировкіѵ общества в* земских* собраніяхъ представлены слабо, а посему постановленья ь «ежкпхъ собраній о ввсденіи обязатсльнаго обученія могут* не совпадать с* желаніями населен! я и могут* дискредитировать мѣрѵ, в* существ!» своем* благодетельную; если й шщязател ыгость обученія может* быть введена сверху, то она должна исходить от* прави- іюільства и обнимать все государство, а не отдѣльныя его части. Министр* гр. Толстой не истлел* возможным* лично утвердить мнѣніе Учен. Комитета и приказал* затребовать зак- илиіочойія директоров* народных* училищ* 0. -Петербургского, Московскаго, Харьковскаго, азанскаго, Одесскаго и Кіевскаго учебных* Округов* о возможности введения обязатель- обучонія повсеместно или, по крайней мѣрѣ. там*, гдѣ имѣются благопріятныя для условія. Большинство директоров* признало возможным* ввести обязательное обучение, при материальном* содѣйствіп правительства и при постепенном* осуществлении этой мѣры. министр* Толстой уже стал* склоняться к* мысли об* обязательности начал ьнаго так*, в* его всоподданнѣіішомъ отчет!» за 1876 г. прямо говорится: «опыт* иниЬугихъ просвѣіценныхъ народов* показал*, что как* бы велика ни была численность и как* бы ни была правильна организація их*, повсемѣстноо распространение гра- т, ніЫтиостп немыслимо при отсутствии обязатсльнаго обучения». Но граф* Толстой отступил* у юн гот* своего личнаго мнѣнія, когда получил* от* директоров* на]іодн. училищ* свѣдѣнія, для осуществления этой мѣрьи потребуется единовременно 40.000.000 рублей на пост- РУ новых* школ* (до 80.000 школ*) и ежегодно свыше 24. ООО. ООО рублей (Отвѣ- ■директоров* были изданы Министерством* в* 1880 г.). Разсмотрѣвъ донесение дирек- Министерство пришло к* заключению, что для осуществления вссобщаго обучении ни потребовалось бы такое напряжение экономических* сил* населения, какое было бы для ѵт ( і|іго крайне обременительно». и К Как* бы в* подтвержден іе этой мысли, вскорі» были опубликованы Центральным* Мистическим* Комитетом* ні, который соображении по вопросу о всеобщем* обучении, — со- еще болѣе безотрадный. В* Статистическом* Времснникѣ, изданном* в* 1884 milky, младшій редактор* Дубровский приблизительно вычислил*, сколько нужно было бы училищ* в* 1880 году для всего ссльекаго населения учебного возраста и какой потребовался бы расход* на них*. Оказалось, что на 60 губерний Европейской России жпи было бы имѣть 268.999 училищ*, с* расходом* на них* в* 82.000.000, руб- 1Ъ Действительности же в* ! 880 г. пмѣлось только 21.161 училище и при том* всс- ( "ь 6-ю миллионами расхода). Но причина столь громадных* цифр*, как* по понѣркѣ азалоси», заключалась в* том*, что учебный возраст* был* принят* в* 8 лѣт* (7— 1 4л.), НІ> в* 4 года (8 — 11 лѣтъ) . Под* влиянием* -сознанья непосильности расходов*, вопрос* о всеобщем* и притом* чен Дательном* обучении был* оставлен* опять без* движения. В* это время возникает* и» рыь: в* ціиляхъ осуществления общедоступнаго обучения воспользоваться существовавшими населения школами грамоты, который, не смотря на всю свою примитивность все же

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1