Протоколы чрезвычайного Бежецкого уездного земского собрания 14-15 марта 1908 г.

ЖѴ Ш'1 — 28 — служили для сѳльскаго населения во многихъ мѣстахъ ѳдинетвсннымъ источником'!, грай •• пости. Такъ, Тотемскос земство Вологодской губерніи ходатайствовало о дозволоніи ш пользоваться школами грамоты. Въ отвѣтъ на это Министерствомъ Нар. ГІросвѣщ. особомъ циркулярѣ) школы грамотности были признаны имѣющими право на законное бі# оз: и земствами, разрѣшоно открывать ихъ. Въ 1 884 году С.-Петербургскимъ Комитетам: грамотности рекомендуется земствами, широкое распространеніе школъ грамотности, кагы , 1 на школъ, возникшаго нзъ самой жизни и на оиытѣ показашнаго свою пользу. Въ 1884 года на пиву народнаго просвѣіценія выступило, въ качеств!; актпві* ВЛ! дѣятеля, православное духовенство, деятельность которая дала новый матеріалъ для ДОР 1 рѣшенія вопроса о всеобщемъ обучении. аъ ІВ іюня 1884 г. были ВЫСОЧАЙШЕ утверждены правила о школахъ нерконИ 1 приходскихъ, коими духовенству предоставлялись права устраивать и самостоятельно ai'W давать начальными школами. Для этихъ школъ духовенство вы дѣ лило нзъ своей ср^ тысячи безплатныхъ завѣдуюіцихъ законоучителей и учителей — священииковъ, діаконов нсаломщиковъ. Къ дѣлѵ народнаго образования, такимъ образомъ, привлечены и при Ден безъ особыхъ затрата со стороны Государствен наго Казначейства, новый силы. Вмѣеті зд : этимъ духовное ведомство обратило вниманіе на школы грамотности; Свнтѣйшій Сии взялъ ихъ подъ свое покровительство, чтобы поднять, возвысить и улучшить эту Д|И# П І русскую форму народнаго обучения и въ этомъ видѣ дать се тѣмъ селен іямъ, который малолюдству, но особенностями, своего гсографпческаго положен ія или другнмъ причинами,, | ко шены возможности имѣть нормальную школу. Правила о школахъ цер ко вно-пр иходтг с (§ 6) предоставили школу грамоты исключительному попечению и завѣдыванію дѵхог 1 ства. Правилами 4-го мая 1891 года этимъ школамъ дана организадія. Чсрезъ школы грамотности духовное ведомство надѣялось скорѣс подойти къ тМ идеалу всеобща го распространения грамотности, о котором ъ до с,ихъ поръ мечтали рент 0 тел и народнаго просвѣщснія, «школы громоты, но своей дошевизнѣ, доступны всякой г ЛІ большой деревнѣ», писалъ Оберъ-Прокуроръ Свят. Синода Министру Финансовый, 189г СѵІ «и чрезъ нее, при пособіи и иаблюденіи приходскаго духовенства, должна повсемѣг распространяться грамотность въ народ!;» («О всеобщемъ обучен ін въ Россіп», Р ШІ Луппова). Принимая всѣ мѣры къ улучшение школы грамоты, духов, вѣдомство отнюдь смотрѣло на нее, какъ на самодовлѣющій источиикъ грамотности, а лишь какъ на пср| • лучъ ея, возбуждающи! дальнейшее стромленіе къ свѣту. «Школы грамоты (писалъ Ootf іп Прокуроръ Свят. Синода въ представлении Госуд. Совѣту въ 1899 году) служить и) нымъ двигатслемъ для населения къ открытію болѣо или мснѣе организованных -!, общеш ВІ I ныхъ школъ». И действительно тамъ, гдѣ были средства, школа грамоты преобразова| ав въ школу высшаго тина (церковно-приходскую, земскую, министерскую). Тусклый огоііі 6 ^ проникшій въ тьму безграмотности, разгорался уже болѣе ярко.... Появившаяся послѣ 1884 г. церковным школы (церковно-ириходскія и грамоты) | вое время содержались главны мъ образомъ на средства, изыскиваемым самими, же духо| ствомъ. Въ течсніе нервыхъ 10-ти лѣтъ изъ Госуд. Казнам, отпущено было іапі

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1