Отчет о состоянии церковных школ Тверской епархии в 1912-13 уч.году

12 шимъ содержаніемъ пользовались не всѣ учащіе. Учи- теля и учительницы, не имѣющіѳ учительскаго званія и не получившіе образованія во второклассной школѣ, обычно трудились за меньшее вознагражденіе отъ ро- дителей учащихся дѣтѳй, которое иногда не превы- шало 30 — 40 рублей въ зиму. Подробныхъ и точныхъ свѣдѣній о содержаніи учащихъ школъ грамоты въ отчетахъ о. о. уѣздныхъ наблюдателей не имѣется. Учебныя занятія вч> школахъ грамоты начались въ разное время — во второй половннѣ сентября, съ, октября и позднѣе (точныхъ свѣдѣній объ этомъ, тоже нѣтъ въ большинствѣ отчетовъ по уѣздамъ). Въ виду неодинаковой степени подготовленности учащихъ къ обученію дѣтей, различія школьиыхъ помѣщеній по ихъ приспособленности къ цѣлямъ класснаго обученія и разнообразія мѣстныхъ условій дѣятельности тѣхъ или иныхъ школъ, успѣхи въ нихъ были неодинаковы. Принимая во вниманіе не- благопріятныя условія существованія школъ грамоты, въ общемъ можно сказать, что учебное дѣло велось не только усердно, но и довольно успѣшно. Конечно, недостатокъ въ учебникахъ и письменныхъ прпнад- лежностяхъ, отсутотвіе наглядныхъ пособій, скудная обстановка школ'ь и неудобства школьны хъ помѣще- ній понижали успѣшность занятій въ этихъ школахъ. Въ частности, по постановкѣ учебно-воспитательнаго дѣла и по достигнутымъ успѣхамъ въ обученіи школы грамоты можно раздѣлить на два разряда. Однѣ изъ школъ были организованными, по своему строю при- ближающимися къ типу одноклассныхъ школч. съ тремя отдѣленіями; другія были школами неорганизо- ванными, въ которыхъ не было нравильнаго распре- дѣленія учащихся по отдѣленіямъ и обученіе велось безъ опрѳдѣленныхъ мѳтодовъ и безъ системы. Это дѣленіе школъ выразится въ следующей таблицѣ:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1