Отчет о состоянии церковных школ Тверской епархии в 1912-13 уч.году

16 этого разряда были невелики. Такъ, по Закону Божію заучивались молитвы, символ гь вѣры и заповѣди безъ достаточныхъ объяснения: и прохохшлась въ сокращен- номъ видѣ священная исторія. Обученіе чтенію рус- скому и церковно-славянскому велось безъ соблюденія методическихъ требованій, особенно относительно осмы- сленности чтенія: чтеніе учащихся было бѣглое, но лишенное сознательности и выразительности. По ариѳ- метикѣ дѣло велось неметодично, и изученіе ея сво- дилось къ письму цифръ, бѣглому счету и производ- ству мѳханическихъ вычислений въ предѣлК сотни — обычно на грифельныхъ доскахъ. Письмо учащихся было опрятно и въ каллиграфическомъ отношеніи до- вольно удовлетворительно, но-медленно; въ препода- ваніи чистописанія тоже не было методичности и гене- тической послѣдователъности въ распредѣлѳніи мате- ріала; правила правогшсанія сообщались неумѣло и усваивались дѣтьми слабо. Пѣніе или совсѣмчэ не велось, или ограничивалось унисоннымъ, обычно не- стройными:,, исполненіемч, молитвъ и нѣкоторыхъ тропарей. Конечно, и эти, второго разряда, школы грамоты, за отоутствіемъ правильно организованныхъ училищъ, приносили пользу, являясь все-же маленькими свѣто- чами или единственными проводниками грамотности въ крестьянское населеніе въ глухихъ мѣстностяхъ, уда- ленныхъ отъ образовательныхъ центровъ. Кто же касается школъ перваго разряда или ojDra- низованныхъ, то онѣ, несмотря на общую школамъ грамоты матеріальную необезпеченность во всѣхъ отно- шеніяхъ, съ честью выполняли свою просвѣтительную роль и для обслуживаемыхч> ими селеній являлись, по выраженію Тверского Уѣзднаго о. Наблюдателя: „раз- садниками добраго знанія“.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1