Отчет о состоянии церковных школ Тверской епархии в 1912-13 уч.году

17 „Относительно дисциплины въ школахъ грамоты необходимо замѣтить, что въ школахъ грамоты перва- го разряда она мало отличалась отъ дисциплины цер- ковно-приходскихъ школъ; въ школахъ же второй ка- тегоріи, вслѣдствіѳ неудобствъ помѣщеній и отсут- ствия правильной классной обстановки, дѣти обнару- живали слабую дисциплинированность, хотя и вели себя прилично" (отъ Вышневолоцкаго Наблюдателя). На- правленіе школъ грамоты вообще было строго-рѳли- гіозное или церковное, которое придавало цѣнность даже слабымъ изъ нихъ въ учебномъ отношѳніи. Жизнь школъ грамоты, ихъ учебный строй и обета* новка почти всецѣло зависѣли отъ учащихъ, которые преподавали и Законъ Божій. „Приходскіе священни- ки, занятые дѣлами по церкви и приходу и законо- учительствомъ въ школахъ земскихъ и церковно-при- ходскихъ", пишетъ Старицкій о. Наблюдатель, „рѣдко посѣщали школы грамоты, такъ что своею болѣѳ или мѳнѣе усиѣшною постановкою онѣ обязаны преиму- щественно заботамъ и трудамъ учащихъ въ нихъ. Какъ на исключеніе въ данномъ случаѣ, считаю дол- гомъ указать на протоіерея села Луковникова о. Павла Рубцова, который, несмотря на свой почтенный воз- растъ (49 лѣтъ состоитъ на педагогической службѣ), находитъ возможнымъ ежедневно бывать въ двухъ церковно-приходскихъ школахъ, не оставляя безъ ру- ководства и наблюдѳнія и Красносельскую школу гра- моты, чѣмъ и являетъ собою примѣръ, достойный подражанія для многихъ молодыхъ свящѳнниковъ". О рѣдкомъ носѣщеніи школъ о. о. завѣдующими гово- рятъ и дрѵгіе отчеты. Нельзя не пожелать, чтобы о. о. завѣдующіе вообще чаще посѣщали школы грамоты и руководили занятіями учащихъ. Болѣе существенною мѣрою для достиженія луч- шихъ успѣховъ въ школахъ грамоты была бы замѣна нѳправоспособныхъ учащихъ имѣющими учительское

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1