Отчет о состоянии церковных школ Тверской епархии в 1912-13 уч.году

33 образомъ не отражаться на наотроеніи священниковъ по отношеніго къ церковной школѣ и на ихъ церковно- школьной дѣятельности. Церковная школа, очевидно, не могла уже сколько-нибудь серьезно называться „навязанною" начальотвомъ, — приходилось свободно опредѣлять свое къ ней отношѳніе. И если подъ влія- ніѳмъ вѣяній современности и тяжѳлыхъ условій цер- ковно-школьной жизни, нѣкоторые (впрочемъ, очень немногіе) изъ духовенства какъ будто довольствовались, что школа можетъ отойти отъ духовенства и такимъ образомъ тяжелая обуза можетъ свалиться съ плечъ, — то другіе — множайшіе — крѣпче и сильнѣе привязыва- лись къ школѣ и энергичнѣе трудились на ея пользу. Объ этомъ, между прочимъ, свидѣтельствуютъ ностоян- ныя ходатайства о. о. завѣдуюпіихъ предъ церковно- школьнымъ управленіемъ объ улучшеніи школъ въ хозяйственномъ отношеніи. Такъ какъ большинство о о. завѣдуюгцихъ, законо- учителей и учащихъ относилось къ своимъ обязан- ностямъ серьезно, внимательно и добросовѣстно, то трудъ церковно-школьныхъ дѣятелей, несмотря на ука- занный неблагопріятныя условія, сопровождался успѣ- хомъ, въ» общемъ, по отзывамъ о. о. уѣздныхъ наблю- дателей, даже болѣе чѣмъ удовлетворительнымъ. Успѣхи одноклассныхъ школъ, на основаніи отче- товъ по уѣздамъ, могутъ быть представлены въ слѣ- дѵющемъ видѣ. Законъ Божій въ школахъ полагался въ основу учебно-воснитательнаго дѣла и являлся важнѣйшимъ предметомъ воспитывающаго обученія, дававшимъ до извѣстной степени тонъ и направленіе преподаванію другихъ предметовъ. Къ сожалѣнію, учебный матѳ- ріалъ по этому главному предмету, насколько можно судить по отчетамъ о. о. уѣздныхъ наблюдателей, про-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1