Отчет о состоянии церковных школ Тверской епархии в 1912-13 уч.году

68 мѳнѣе чѣмъ при '/і о школъ. Если къ этому прибавить, что въ церковно-приходскихъ школахъ, какъ свидѣ- тѳльотвуют гь многіе отчеты по уѣздамъ, мало книгъ для внѣкласснаго чтенія и народных г ь библіотекъ, то необходимо признать, что вообще внѣклассная про- свѣтительная дѣятельнооть школч. слаба. Между тѣмъ, вопросъ о внѣшкольномъ образова- ніи, еще мало затронутый, весьма важенъ, особенно въ настоящее время, — и объ этомъ необходимо сказать подробнее. Теперь всѣ говорятъ о необходимости всеобщаго народнаго образованія, всѣ стремятся приблизить, школу, какъ одинъ из гь главныхъ источниковч, свѣта, къ народу и открыть этотъ источникъ для всеобщаго пользованія. Но что же мы видимъ? Дѣло народнаго образованія, даже и въ тѣхъ мѣстахч-., гдѣ сдѣлано почти все для введенія всеобшаго обученія, двигается далеко не такъ быстро, какъ хотѣлооъ бы. Мы впдимъ, что и въ нашей губерніи во многихъ школахъ. (и ми- нистерско-земскихъ и церковно-приходскихъ) уча- щихся далеко недостаточно для наличнаго состава учащихъ; сѣмена иросвѣщенія глохнутъ, какъ пока- зываютъ наблюденія надъ жизнію, даже тамъ, гдТ они посѣяны и гдѣ вполнѣ удовлетворительно дѣйствуютъ школы. Когда идетъ рѣчь о причинахъ подобныхъ явленій, то обычно говорятъ, какч> о препятствіи къ болѣе быстрому развитію просвѣщенія въ массѣ на- родной, о бѣдности народа и еще болѣе — о некультур- ности и темнотѣ его. Можетъ быть, это и справедливо. Но нельзя не признать, что и сама школа не можетъ удовлетворить вполнѣ населенія. Это можетъ быть бо- лѣе или менѣѳ достигнуто болѣе широкой постановкой народнаго образованія — какъ школьнаго, такъ и внѣ- школьнаго. Несмотря на ростъ школъ, жалобы на явленіе, называемое рецидивомъ безграмотности, когда

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1