Отчет о состоянии церковных школ Тверской епархии в 1912-13 уч.году

69 грамотный возвращается в г ь прежнее состояніе без- грамотности, не прекращаются и являются довольно обычными и въ наше время; не мало сѣтованій и на то, что прошѳдшіе школу нерѣдко нисколько не лучше въ нравствѳнномъ отношеніи нѳучившихся; распущен- ность деревенской молодежи и зло нослѣднихъ лѣтъ „хулиганство 14 известны всѣмъ, знающимъ деревню; пьянство, видимо, не уменьшается, а увеличивается... Иными словами: и школа не можѳтъ поднять духовную жизнь населенія такъ, какъ хотелось бы. Необходимы, кромѣ школы, еще свѣточи, которые преследовали бы тѣ же, что и школа, образовательный и воспитатель- ный задачи, продолжали дѣло школы, распространяли и укрѣпляли просвѣтитѳльныя начала въ массѣ народа. Школа, какъ бы хорошо ни была поставлена въ учебно- воопитательномъ отношеніи, не можетъ дать олишкомъ многаго. Курсъ обученія въ 3 или 4 года (или, вер- нее, зимы) и возрастъ учащихся отъ 8 до 12 лѣтъ не обезпечиваютъ прочности нріобрѣтеннаго въ школе. Выходящіе изъ школы малолѣтніѳ ученики по большей части сразу погружаются въ массу людей, довольно чуждыхч-. тѣмъ интересамъ, которые были близки уму и сердцу учениковъ. Бороться сознательно за эти интересы они не имѣютъ силъ и средствъ, — и въ результате — пріобретенные въ школе навыки и знанія постепенно тускнеютъ и иногда совсемъ исчезаютъ... И это понятно: всякое духовное доотояніе или знаніе можетч. увеличиваться при условіи постоянно оказы- ваемой ему поддержки, постояннаго обновленія и осве- женія. Это сторона народнаго проовещенія очень важна. Вотъ почему почти наравне со школой, какъ источникомъ света, нужно поставить и другія про- светительный учрежденія, которыя могутъ и должны продолжать дело школы; почти наравне со школь- ными образованіемъ нужно поставить и внешкольное

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1