Протоколы заседаний IX съезда врачей Тверской губернии

каетъ по уклону (если школа стоитъ на болѣе возвышенномъ ыѣстѣ) и почва остается скоро сухою. Но въ мѣстности низменной, съ непрони- цаемыми слоями, происходить иное явленіе. Дождевая вода, проходя сквозь почвенныя поры, застаивается и остается въ вндѣ такъ называемой грун- товой воды. При перемѣнахъ температуры, при жарѣ и т. п., почвенная вода понемногу испаряется, понижается ея уровень въ почвѣ и, вслѣд- ствіе того, образуется сырой слой почвы, куда проникаетъ черезъ тѣжѳ поры и атмосферный воздухъ, который и становится почвеннымъ. Поч- венный воздухъ производить гніеніе различныхъ органическихъвеществъ въ почвѣ и способствуете сильному развптію такъ называемыхъ нпзіппхъ организмовъ, порождающихъ многія заразительныя болѣзни. При пере- мѣнахъ атмосферной температуры и давленія, вѣтровъ и т. п , почвен- ный воздухъ и пспаряющаяся почвенная влага подвержены колебаніямъ и постоянно сообщаются съ атмосферой, и если на томъ мѣстѣ стоите школа, проникаютъ въ школьное помѣщеніе, дѣлаютъ и стѣны п воздухъ сырыми и вредными... Высоту мѣста узнать не трудно: высота почвен- ной воды опредѣляется приблизительно по глубинѣ ближайшаго колод- ца: дно колодца состоите изъ непронпцаемаго слоя. 2) Куда обращенъ фасадъ дома: С. Ю. В. 3. Нѣтъ ли передъ окнами деревъ, полисадника, или заслонлющаго строепія? Лучше, если фасадъ будете обращенъ на юговостокъ, чѣмъ на югъ, гдѣ лучи прямо быотъ въ глаза. 3) Насыпана ли земля на потолокъ, есть ли накате? Нѣтъ ли погреба под^ домомъ? Есть ли крытый дворъ, сѣни, куда выходить наружная дверь изъ дома? Этп вопросы нмѣютъ существеннное значеніе, всякому понятное. — Зимой часто въ школѣ схватываютъ простудные кашли и др. болѣзни изъ за того только, что изъ душной школьной комнаты дверь отворяется пряіьо на стужу. 4) Гдѣ отхожее мѣсто? Гдѣ ііьютъ воду ученики? 5) Сколько класспыхъ к'омнатъ? Гдѣ помѣщается квартира учителя и колько комнате оиъ занимаете? Оштукатурены, выбѣлены стѣны или нѣтъ? 6) Длина, ширина и высота и кубическая вмѣстимость каждой классной комнаты (безъ исключенія объема печей и мебели) при извѣстномъ количествѣ Сколько кубическихъ футовъ воздуха приходится на одного уме- ют# „ „ ' века? ас» пря Газличпие авторы за норму кубической вмѣстпмости воздуха прини- маютъ различный величины. Оамыя мпнимальныя: Эрпсманъ — 250 кубиче-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1