Отчет о съезде учащихся в начальных училищах 1-8 сентября 1902 г.

— 99 — положить, въ трехотдѣленной птколѣ нѣсколько боль- ше, чѣмъ въ четырехотдѣленной, такъ какъ трудно проработать существующую программу въ 3 года. Четырехотдѣленная школа освѣщаетъ вѣрность этого положенія: въ 4 года лучше прорабатывается суще- ствующая программа, и процентъ не успѣваюіцихъ падаетъ. Выдвигается очень интересный вопросъ, какъ переводить ученика изъ младшаго отдѣленія. Слабаго ученика, думается, разумнѣе оставить въ младшемъ отдѣленіи; но только въ первую половину года, пока не пройдена азбука, его слѣдуетъ поса- дить во второе отдѣленіе; если тамъ онъ пойдетъ успѣшно, то и послѣ прохожденія азбуки его можно оставить во второмъ отдѣленіи; въ противномъ же случаѣ его слѣдуетъ перевести въ младшее отдѣле- ніе, какъ только это послѣднее выравняется съ нимъ въ познаніяхъ. При переводѣ учениковъ изъ одного отдѣленія въ другое лучше быть онисходительнымъ. Много зависитъ отъ таланта и способности уча- щихся. Если ученикъ отстаетъ по какимъ-либо слу- чайными причинами, напримѣръ, по болѣзни, тогда, можетъ быть, его полезнѣе оставить на второй годъ; но если его отсталость обусловливается общей его безталантливостыо, тогда въ оставленіи его нѣтъ смысла. Индивидуализировать необходимо. Какъ же посту- пать съ приводимыми въ школу малолѣтками? Уче- ники развиваются неодинаково: иной семилѣтній ре- бенокъ во всѣхъ отношеніяхъ развитѣе девятилѣт- няго, и потому только годовой нормой руководство- ваться нельзя; лучшій способъ взять такого ученика на время, испробовать его способности и недораз- вившагося до школьныхъ занятій отослать домой. Съ педагогической точки зрѣнія это будетъ самое закон-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1