Отчет о съезде учащихся в начальных училищах 1-8 сентября 1902 г.

— 100 — ное. Оставлять такого ученика въ іпколѣ значитъ производить насиліе надъ его природой. Ушинскій говорить, что часто черезъ полгода ребенокъ сво- бодно соображаетъ то, чего прежде не могъ понять, не смотря на самыя усиленныя разъясненія, — и только потому, что прожилъ эти полгода. Далѣе г. Предсѣдателъ предложилъ на разсмот- рѣніе слѣдующій вопросъ программы — о числѣ не- окончившихъ курса учениковъ. Г-жа Лисѣцкая указываетъ, что процентъ не- окончившихъ курса очень неодинаковъ: ріной разъ не оканчиваетъ курса чуть не половина, въ боль- шинствѣ дѣвочки; въ общемъ же на 40 человѣкъ до 10 не кончаютъ курса то по экономическимъ причи- намъ, то по болѣзни, иногда по малоуспѣшности. Г. Померанцева отмѣтила, что изъ городскихъ школъ нѣкоторые переходятъ, не окончивъ курса, въ среднія учебныя заведенія. Г. Смирновъ указалъ, что у крестьянъ держится до сихъ поръ мнѣніе, будто дѣвочкамъ не нужны всѣ школьным премудрости, кромѣ умѣнья читать и писать, а мальчикамъ нельзя не окончить курса изъ-за евидѣтельства на льготу. Г. Шевелевъ заявляетъ, что для него вопросъ остается невыясненнымъ, какой же принципъ, каковы основы перевода. Его практика четырехгодичнаго курса. Одни учителя не держались никакихъ принци- повъ: то переводили очень слабыхъ, то на второй годъ оставляли сильныхъ. Наблюденія отъ многихъ школъ показали, что одни ученики за 3 — 4 года го- раздо основательнѣе усваиваютъ курсъ, чѣмъ другіе за 5 —6 лѣтъ. Переводить ли слабыхъ и оказывать

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1