Отчет о съезде учащихся в начальных училищах 1-8 сентября 1902 г.

— 118 — такимъ способомъ надѣется выработать въ дѣтяхъ свѣтлое міровоззрѣніе. Нельзя не признать этого гру- бой педагогический ошибкой: выводъ изъ статьи, какъ всякая отвлеченная формула, изъ дѣтскаго со- знанія исчезнетъ безслѣдно, а мрачная картина за- гіечатлѣется глубоко и отравитъ дѣтскую душу. Слу- чается, что дѣти, проливъ достаточное количество слезъ по поводу всевозможными несчастій, картинно изображенныхъ въ книгѣ, отказываются читать та- кія, по ихъ выраженію, жалостливыя статьи. Терзать же дѣтское сердце не только не педаго- гично, но даже безчеловѣчно. Поставленные подъ статьями вопросы слишкомъ общи, трудны и не мо- гутъ служить въ качествѣ задачъ для письменныхъ работъ. Подборъ стихотвореній неудаченъ. Г. Тихо- мировъ задался цѣлью брать стихотворенія такихъ поэтовъ, какихъ нѣтъ въ другихъ книгахъ для чте- нія, преимущественно Плещеева и Сурикова, который отличаются извѣстной тенденціей, и даетъ очень ма- ло стихотвореній истинно прекрасныхъ, вполнѣ ху- дожественныхъ, нашихъ величайшихъ поэтовъ — Пуш- кина и Лермонтова. Хороши въ „Вешнихъ Всхода хъ“ историческій отдѣлъ. Въ виду всего этого г. ГІредсѣда- тель находитъ, что нельзя высказаться за „Вешніе Всходы", какъ за основную книгу; дополнительной же книгой она можетъ служить при умѣломъ и осто- рожномъ нользованіи. Всего дороже создавать путемъ чтенія въ дѣтской душѣ образы вѣчной правды, до- бра и красоты, а никакъ не злости, хитрости, ко- варства. Въ народныхъ школахъ нельзя довольство- ваться одной какой-нибудь книгой для класснаго чте- нія; всѣ же читать невозможно. А потому необходи- мо выбрать основную книгу, отмѣтить въ ней изли- шества и недостатки и, сообразно съ этими, выбрать

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1