Отчет о съезде учащихся в начальных училищах 1-8 сентября 1902 г.

— 129 — высказаться, довольны ли г. г. участники съѣзда этими учебниками, г. Рыженко высказалась, что осо- быхъ затрудненій не встрѣчаетея, хотя бываютъ статьи, съ которыми ученики справляются не сразу, но при помощи учителя и онѣ могутъ быть доступ- ными. Г. Председатель разъясняетъ по вопросу о труд- ности въ книгахъ для класенаго чтенія. Онъ нахо- дитъ, что нельзя учениковъ держать на книжкахъ и статьяхъ очень легкихъ; необходимо научить ихъ читать книги серьезный, вызывающія нѣкоторое ум- ственное напряженіе. Только преодолевая трудности, ученикъ развивается. Нужно, чтобы эти трудности были посильныя, но все же необходимо, чтобы трудъ былъ. Трудность для пониманія въ статьяхъ бываетъ двухъ родовъ. Одне трудности происходятъ отъ Слож- ности психологическаго процесса, вызываемаго ста- тьей, а другія отъ того, что статья касается такихъ явленій, которыя чужды детской душе, далеки отъ детскаго міропониманія и не затрагиваютъ въ дет- ской душе никакихъ струнъ. Трудности перваго рода, расположенный въ постепенности, не только что же- лательны, но даже вполне и безусловно необходимы. Трудности же второго рода являются чистейшимъ насиліемъ надъ детской душой, и потому не могутъ быть допускаемы. Стремясь ввести детей въ пони- маніе идей, чужды хъ детскому возрасту, мы окажемъ очень плохую услугу этимъ идеямъ. Психологъ Джемсъ говоритъ, что онъ зналъ многихъ студентовъ, которые питали отвращеніе къ философіи только по- тому, что ихъ заставляли изучать ее годомъ ранее, чемъ следовало. Въ книгахъ Тихомирова очень много статей, отличающихся трудностью второго рода. Вотъ почему „Вешніе Всходы" следуетъ употреблять съ 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1