Отчет о съезде учащихся в начальных училищах 1-8 сентября 1902 г.

131 — Г. Гусева руководствуется этой же книжкой. Г. Председатель, обсуждая высказанныя мнѣнія, находить, что всѣ упражненія, клоняідіяся къ усвоенію языка, должны находиться въ тѣсной связи съ уро- ками объяснительнаго чтенія, а упражнения въ изло- женіи своими словами прочитанныхъ статей, которыми, нужно между прочими замѣтить, въ послѣднее время не придаютъ большого значенія, а въ нѣкоторыхъ случаяхъ относятся прямо отрицательно, тѣмъ болѣе. Чтобы хорошо разсказать прочитанную статью, необ- ходимо уяснить ея смысли и планъ, что дѣлается на урокахъ объяснительнаго чтенія; а безъ такого изъясненія при упражненіяхъ въ пересказахъ ученики будутъ припоминать только фразы въ той последова- тельности, въ которой онѣ ихъ слушали или читали, что мало производительно. А поэтому особые сборники статей, предназначенные спеціально для пересказовъ, помимо классной книги для чтенія, не имѣютъ зна- ченія, и употребле-ніе ихъ, за рѣдкими исключеніями, нежелательно. Статьи для пересказовъ надо брать по возможности простыя и написанныя дѣтскимъ язы- комъ. Образцомъ для такихъ статей могутъ служить весьма многія статьи въ „Новой азбукѣ“ гр. Л. Н. Тол- стого и въ его же книжкахъ для чтенія, которыми съ большой пользой можно пользоваться для упраж- иеній въ пересказахъ. Очень полезно предлагать уче- никами выписывать изъ прочитанныхъ и разобран- ныхъ статей отвѣты на вопросы. Для этого при статьяхъ въ книгахъ для чтенія должны быть даны вопросы, и такого рода вопросы даны при всѣхъ статьяхъ въ „Добрыхъ се.ченахъ“ А. Г. Баранова. Такого рода упражненія и считаются весьма полез- ными и какъ упражненія, обогащающія языки уче- ника и развивающія его сообразительность, и какъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1