Отчет о съезде учащихся в начальных училищах 1-8 сентября 1902 г.

— 138 — учащій почему-либо не можетъ посвятить достаточно труда и времени, то пробѣлы, допущенные въ этомъ году, съ большими трудомъ и далеко не всегда по- полняются въ остальные годы. Часто бываетъ, что даже способный ученики, плохо подготовленный въ 1-ый годи, не всегда успѣшно оканчиваетъ кур си. Важное же значеыіе 4-го отдѣленія вытекаетъ изъ того, что этотъ годи является гюслѣднимъ годомъ пребыванія учениковъ въ школѣ, и къ тому же они должны быть представлены къ экзамену. Такими образомъ учащему, имѣющему на рукахъ эти два отдѣленія, представляется довольно трудная задача, какому изъ нихъ отдать предпочтете — 1-му или 4-му, таки какъ, если раздѣлить все учебное время между ними поровну, то, принимая во вниманіе многолюдность младшаго отдѣленія, его не хватитъ въ достаточной мѣрѣ ни тому, ни другому. Полагая, что иробѣлы, допущенные въ і-мъ отдѣленіи, ему удастся, быть можетъ, пополнить во 2-ой и 3-й годъ, учащій отдаетъ предпочтете 4-му, невольно такими образомъ игнорируя учениковъ младшаго отдѣленія, и этими создаетъ себѣ громадныя затрудненья для успѣшнаго прохожденія съ ними дальнѣйшей прог- раммы. Такое незаконное, съ педагогической точки зрѣнія, отношеніе къ 1-му году обучеыія въ пользу 4-го, помимо другихъ соображеній, объясняется также и общераспространенными, укоренившимся взглядомъ на экзаменъ, какъ на показатель дурной или хоро- шей постановки школьнаго дѣла, отъ котораго такъ или иначе зависши репутація школы, и съ которыми учащему во всякомъ случаѣ приходится считаться. Въ результатѣ такой постановки дѣла въ младшемъ отдѣленіи является большой проьщнтъ отстающихъ учениковъ, да и во 2-ой годъ большая часть времени

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1