Отчет о съезде учащихся в начальных училищах 1-8 сентября 1902 г.

— 12 — обще и крестьянъ въ частности, гр. Левъ Голстой считаетъ самымъ главнымъ для народной школы Законъ Божій, русское и церковно-славянское чтеніе и счетъ, и больше ничего, онъ отрицаетъ всѣ по- пытки просвѣтить иародъ при помощи сообщенія отрывковъ знанія естественно-историческаго, исюриче- скаго и т. п., называешь все это фальшью, полузнаніемъ, къ чему, по его мнѣнію, народъ питаетъ отвращеніе. Установивъ такую точную программу,— Законъ Божій, церковно-славянское и русское чтеніе и счетъ, по сло- вами гр. JI. Н. Толстого, программу во всѣхъ отио- шеніяхъ замечательную, нашъ народъ какъ будто хочетъ сказать: вы дайте мнѣ только эти знанія, а прочія знанія, если понадобятся, я самъ возьму. Нельзя ставить задачей выпустить изъ школы уче- ника съ законченными знаніями иразвитіемъ въ ум- ственномъ отношеніи, ибо это неосуществимо, воз- можно только пробудить въ ученикахъ стремленіе къ знанію, къ истинѣ и дать способы удовлетворить этому стрем ленію. Еще менѣе возможно задаваться выпустить изъ школы учениковъ нр ав ств ей но-зрѣ - лыхъ, съ твердыми опредѣленнымъ филосовскимъ міровоззрѣніемъ. Задача школы заключается въ иро- бужденіи и уясненіи въ сознаніи дѣтей тѣхъ нрав- ственныхъ запросовъ, какіе ими унаслѣдованы вмѣ- стѣ съ нашей исторіей и религіей; пробудивъ эти запросы, школа должна указать и средство къ даль- нѣйшему упражненііо, укрѣпленію и развитію ихъ; средство это единственное — наша православная цер- ковь и церковная жизнь. Вотъ почему нѣтъ и не можетъ быть въ нашихъ народыыхъ школахъ иног о основанія, иныхъ средствъ для нравственнаго воспи- танія нашихъ православныхъ дѣтей, такого воспига- нія, которое не прекращалось бы съ окончаніемъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1