Отчет о съезде учащихся в начальных училищах 1-8 сентября 1902 г.

— 194 — По моимъ личнымъ наблюденіямъ оказалось, что для дѣтей гораздо доступнѣе, скорѣе перенять, копировать почеркъ своего товарища, чѣмъ почеркъ учительницы. Несомнѣнно, что записываніе поручается учени- камъ только умѣлымъ. При названныхъ условіяхъ не лишне бываетъ иногда поощрить записывающихъ учениковъ похвальбою, поставить ихъ въ примѣръ ученикамъ плохо пишущими. (Поощреніе должно быть допущено лишь въ та- кой мѣрѣ, чтобы способствовало ученику понять на- сколько онъ самъ подвинулся впереди и еще можетъ усовершенствоваться въ этоми умѣньи за извѣстный сроки учебнаго времени.) Иногда хорошо помогаетъ улучшенію письма и то условіе, что учащій имѣетъ привычку — на уроки чистописанія, — списыванія перемѣщать учениковъ за школьными столами: — помѣщая за одинъ столъ ря- домъ си ученикомъ, хорошо пишущими, слабаго по письму; въ такомъ случаѣ отсталый по письму уче- ники невольно, незамѣтно для самого себя перени- маетъ хорошій почеркъ товарища. Разумѣется, при всѣхъ условіяхъ успѣхъ въ письмѣ прежде всего зависитъ отъ того, насколько сама учи- тельница внимательно относится къ этому дѣлу и какое значеніе придаетъ хорошему письму. Особенно это важно при самомъ первоми годѣ обученія дѣтей письму. При указанныхъ условіяхъ можно имѣть успѣхъ въ чистописаніи и въ такихъ школахъ, въ которыхъ сами учащіе, хотя и не владѣли бы вполнѣ умѣньемъ красиво писать. Послѣдніе 4 года въ моей трехотдѣ- ленной школѣ такой пріемъ обученія чистописанію

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1