Отчет о съезде учащихся в начальных училищах 1-8 сентября 1902 г.

— 205 — $ чаяхъ необходимо знать природу ировинившагося, чтобы наказаніе вышло цѣлесообразнымъ. Я лично почти не допускаю, чтобы ребенокъ былъ совершенно испорченъ, но если даже допустить, какъ самое рѣд- кое исключеніе, испорченность, то во всякомъ случаѣ его не исправить наказаніе, а наоборотъ, озлобить еще хуже. Самое лучшее по моему довести ученика до сознанія своей вины, пристыдить, заставить горько плакать и раскаяться въ сдѣланномъ. Мнѣ возразить, что заставить ребенка раскаяться не всегда бываетъ легко. Да, не легко, но при ис- креннемъ желаніи и любви къ дѣтямъ по моему это всегда удастся. Если душа ребенка со всѣми ея до- стоинствами и недостатками открыта учащему , то онъ всегда можетъ дѣйствовать успѣшно. Учащій долженъ помнить, что онъ имѣетъ дѣло не съ без- душнымъ матеріаломъ, а съ чуткими впечатлитель- ными, дѣтскими натурами, долженъ считаться съ индивидуальными особенностями учениковъ. ІІорядокъ и дисциплина, основанная на страхѣ, развиваетъ въ дѣтяхъ лицемѣріе, обманъ и часто даже отзращеніе къ учащему. Въ школѣ должна быть серьезность, допускающая шутку, требовательность безъ придирчивости, ласковость безъ приторности и до- брота безъ слабости. Школьная дисциплина, основан- ная на ласкѣ и дружескомъ обращеніи, согрѣвая сердце ребенка, смягчаетъ его самого. Ученики, видя доброе къ себѣ отношеніе и любовь учительницы, не захотятъ оскорбить ее своимъ невниманіемъ къ дѣлу, небреж- ностью, своевольными и не приличными выходками. Горе учащему, который позволяетъ себѣ грубость, придирчивость, насмѣшки; тутъ ужъ не можетъ быть добрыхъ отношеній между нимъ и учениками. Мнѣ пришлось принять прямо въ 8-е отдѣленіе ученика

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1