Отчет о съезде учащихся в начальных училищах 1-8 сентября 1902 г.

— 209 — ніе у наоъ ушло не мало.“ Если же пропавшая вещь не находилась, не смотря на то, что всѣ ученики шарили и подъ партами и въ партахъ, я говорила: „поищите не попало ли къ кому нибудь нечаянно. Можетъ быть кто по ошибкѣ сунулъ къ себѣ.“ Если и это не помогало, тогда я прибѣгала къ послѣд- ней мѣрѣ, говоря: „Мы долго будемъ искать, пока не найдется пропавшая вещь, хоть до вечера проищемъ, такъ какъ изъ класса она никуда не могла дѣться“. Не было случая, чтобы пропажа не находилась, и кража мало по малу прекратилась. Встрѣчалисъ, хотя и рѣдко, такія натуры, на которыя не дѣйствовали ни внушенія, ни ласковое обращеніе — ученикъ былъ грубъ, невнимателенъ, не исполнялъ задаваемыхъ работъ, а если и исполнялъ, то изъ рукъ вонъ плохо. Въ такомъ случаѣ я наказывала его полнымъ не- вниманіемъ къ нему, совершенно переставала его спрашивать и не брала у него никакихъ письмен- ныхъ работъ. Такъ проходилъ день, иногда 2, 3, и лѣнивецъ просилъ нрощенія и принимался за занятія, которыя шли хоть и не отлично, но все же сносно. Для поддержанія дисциплины во время занятій у учащаго должна быть постоянная забота о томъ, чтобы каждый урокъ былъ интересенъ для учениковъ и не выходилъ бы изъ предѣловъ, доступныхъ дѣтскому возрасту. Для поддержанія бодрости и вниманія уче- никовъ хорошимъ средствомъ по моему служитъ подниманіе рукъ въ знакъ желанія отвѣчать, хо- ровое чтеніе и частое спрашиваніе. Самыя занятія должны быть разнообразны, чтобы не утомить дѣтей, натура которыхъ менѣе всего терпитъ неподвижно- сти, сосредоточенности и однообразія. Не малое зна- ченіе имѣютъ игры и свобода движеній во время пере- мѣнъ. Если не допускать дѣтей играть и бѣгать въ 14

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1