Отчет о съезде учащихся в начальных училищах 1-8 сентября 1902 г.

— 212 — совѣты по моему мнѣнію полезны не только въ хозяй- ственномъ отношеніи, но и въ учебно-педагогиче - скомъ. Такая постановка дѣла есть одно изъ средствъ, чтобы предупредить преждевременное равнодушное отношеніе учителей къ своему дѣлу. Затѣмъ одна изъ главныхъ причинъ, что учащій можетъ охладѣть къ своему дголу это та, что у пего нптъ возможности имгьть оощеиіе съ учащими (вѣдь если съѣхались семь учащихъ, то уже это недозволительно и неблагона- дежно). Но желаніе учителя подѣлиться съ кѣмъ нибудь своими впечатлѣніями. сомнѣніями очень сильно; въ окружающей средѣ онъ не находитъ со- чувствія своимъ педагогическимъ интересамъ. учитель падаетъ духомъ, и при такихъ обстоятельствахъ педагогическіе взгляды у него вырабатываться не могутъ. поэтому иытересъ его къ школьному дѣлу и продуктивность его дѣятельности совсѣмъ ослабѣ- ваютъ. Откуда же учителю набраться подъема духа, гдѣ ему выработать педагогическія убѣжденія? Я думаю — на учительскихъ тъздахъ и на курсахъ. Жела- тельно было бы, чтобы было какъ можно меньше препятетвій къ устройству съѣздовъ и курсовъ. На съѣздахъ учителя будутъ имѣть возможность выяс- нить всевозможный недоразумѣнія, встрѣчающіяся въ школьной практикѣ, обсуждать разныя мѣры ихъ воз- дѣйствія на дѣтей и народъ и много другихъ вопро- совъ, которые при нынѣшнемъ положеніи дѣлъ при- ходится продумывать одному, безъ критической одѣнки предмета со стороны разныхъ взглядовъ. Чтобы учи- тель имѣлъ возможность какъ можно больше удовле- творять задачѣ народной школы, которая состоитъ въ томъ, чтобы воспитывать дѣтей и въ духовномъ и въ физическомъ отношеніи, ему самому нужно пополнять

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1