Отчет о съезде учащихся в начальных училищах 1-8 сентября 1902 г.

215 — мени на обученіе ея очевидна. Болѣе или менѣе оста- вляетъ слѣды въ головѣ ариѳметика. Посмотримъ, какъ смотрятъ наши знаменитые педагоги на за- дачи народной школы. Д. И. Тихомировъ въ своей вступительной бесѣдѣ на педагогическихъ курсахъ въ Вяткѣ сказалъ: „Школа доляша сообщить своимъ учениками просвѣтляющія и изощряющія умъ знанія, сложить въ ученикахъ свѣтлое и разумное міровоз- зрѣніе на все окружающее, на жизнь природы и людей. Школа должна развить въ своихъ ученикахъ до воз- можныхъ предѣловъ самостоятельность и самодѣя- тельность. Школа должна воспитать въ своихъ уче- никахъ, а черезъ нихъ провести и въ жизнь, свѣтлыя нравственныя мысли, поыятія, идеалы, и не только изъ области личной жизни, но и общественной и всенародной, и государственной, должна развить въ ученикахъ и чувство человѣческаго достоинства, свя- тое чувство долга, сознаніе лежащихъ на каждомъ гражданскихъ обязанностей. Такая школа не только отвѣтитъ запросами и потребностями жизни, но и сама с-оздастъ новые духовные запросы и потребности и ука- жетъ средство къ осуществление ихъ въ жизни" . Каптеревъ говорить, что „общеобразовательный курсъ не можетъ состоять ни изъ обрывковъ предмета, ни изъ необъединенныхъ цѣлыхъ предметовъ. Они дол- женъ быть связенъ и цѣлостенъ, долженъ просвѣтлять духовный взоръ учащихся, выяснить ими положеніе чс- ловѣка во вселенной и ту среду, тѣ условія, въ которой и при которыхъ ученику послѣ придется дѣйствовать. ІІолучившій общее образованіе долженъ вынести изъ школы основы стройнаго міровоззрѣнія, долженъ соз- нательно, разумно смотрѣть на жизнь природы и на жизнь человѣческихъ обществъ". Ушинскій. въ своихъ христоматіяхъ „Дѣтскій Міръ" и „Родное Слово" от-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1