Отчет о съезде учащихся в начальных училищах 1-8 сентября 1902 г.

— 18 — равнодушенъ къ вопросамъ религіи, если онъ слу- жить только изъ-за куска хлѣба или изъ-за какихъ- либо другихъ побужденій, онъ уже не воспитатель, и ему предоставляется единственный исходъ-ему надо уйти. Учитель долженъ быть, несомнѣнно, образованъ. Но если дѣлать выборъ между широко-образованнымъ учителемъ-атеистомъ и учителемъ не со столь широ- кимъ образованіемъ, но религіознымъ, то нѣтъ сом- нѣнія, что въ народной школѣ одному только изъ нихъ мѣсто и именно второму. Г. Предсѣдателя удивляетъ, почему учителя могутъ себя чувствовать безсильными, какъ только вопросъ касается рели- гіозно— нравственнаго воспитанія, въ духѣ право- славной церкви, н вмѣстѣ съ тѣмъ думаютъ, что при тѣхъ же условіяхъ они могутъ вложить въ сознаніе ученика понятіе о долгѣ, о сознаніи гражданокихъ обязанностей и проч., обосновывая это на чемъ то иномъ, а не на православномъ вѣроученіи. Если они безсилыіы въ одномъ, то они безсильны и въ дру- гомъ. Современные педагоги находятъ мало полез- ными всякіе разговоры и нравоученія; лучшимъ средствомъ въ дѣлѣ нравственнаго воспитанія приз- наютъ примѣръ. Сравнительно короткое мгновеніе высокаго религіознаго настроенія даетъ много больше результатовъ, чѣмъ постоянный и продолжительный разсужденія на религіозио-нравственныя темы. Учи- телю и надлежитъ на самомъ дѣлѣ не упускать случая вызвать въ душѣ ребенка такое настроеніе, и это будетъ вѣрнѣйшимъ средствомъ въ дѣлѣ рели- гіозно-нравствепнаго воспитанія. Г. Кудряшовъ обращаете вниманіе, что никто не гіоднималъ вопроса о безсиліи учащихъ въ томъ или другомъ иаправленіи ихъ дѣятелыюсти. Если о чемъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1