Отчет о съезде учащихся в начальных училищах 1-8 сентября 1902 г.

— 216 — водитъ большое мѣсто статьямъ по природовбдѣыііо. Онъ находитъ, что природовѣдѣніе, землевѣдѣніе служитъ очень важнымъ средствомъ умственваго и всего духовнаго воспитанія человѣка. Онъ придавалъ также огромное значеніе географіи какъ наукѣ, сое- диняющей знанія изъ другихъ наукъ, развивающей въ дѣтяхъ наблюдательность окружающихъ явленій природы и жизни человѣка, заставляющей ихъ ула- вливать взаимодѣйствіе и гармонію силъ природы, тѣсную зависимость человѣка отъ свойства его страны. Наши школы не удовлетворяютъ этимъ взгля- дами. Мы такъ или иначе, не будучи стѣснены про- граммой, преподаемъ въ іиколахъ и исторію, и географію, и сфизику и т. п., но все наше преподаваніе этихъ наукъ носить характеръ отрывочный , безсвязный, вслѣдствіе чего результатъ бываешь безплодный и въ образовательномъ и воспитательномъ отношеніи. Чтобы дѣло шло устьшнгье , желательно было бы, чтобы ученики были избавлены со- вершенно отъ занятій по никому ненужной грамматики , отъ черезъ чуръ громаднаго требованія • по орфографіи. Этимъ выиграется громадное количество времени, и учителя будутъ имѣть возможность преподавать и исторію, и географію, и естествовѣдѣніе, но не обры- вочный свѣдѣнія и факты, а всѣ эти три предмета должны и между собой находиться въ тѣсной связи, поддерживая, наполняя и оживляя другъ друга и образуя въ душахъ учениковъ ясное, живое и вѣрное міросозерцаніе. Кромѣ этого они доля-сны проходиться не книжными отвлеченными способомъ, а нагляд- ными — нужны коллекціи, рисунки, картины, приборы для опытовъ, чучела, модели и т. п. А если не такъ, то я нахожу, что личность учителя, какъ воспита- теля, почти ничего не значитъ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1