Отчет о съезде учащихся в начальных училищах 1-8 сентября 1902 г.

— 219 — отдыха (за исключеніемъ праздниковъ). Въ виду та- кихъ серьезныхъ послѣдствій, проиотекающихъ отъ чрезмѣрнаго труда, необходимо обратить вниманіе на тѣ условія и обстоятельства, при которыхъ для дѣтскаго организма является возможность отдыха и среди учебнаго времени. Упомянутое 2) распредѣленіе учебнаго времени могло бы имѣть мт/ъсто во начальныхъ училищахъ при условіи незадаванія уроковъ на домъ—- 3) но такъ какъ въ болыиинствѣ случаевъ вечернія само- стоятельный занятія учащихся признаются нужными для нихъ, то необходимо сокращеніе учебнаго дня. За границей (въ ІПвейцаріи) для учащихся существует ь отдыхъ среди недѣли (послѣобѣденныхъ занятій въ четвергъ но бываетъ); у насъ же этого нѣть, между прочими учебное дѣло отъ этого не только не прои- грало бы, но и выигрыло бы. Всѣмъ извѣстно, что дѣти послѣ гулянья, отдыха живѣе принимаются за работу и самая ихъ работа бываетъ пл од отвори Le. у j // (р емѣн ы въ пять минуть для нихъ слишкомъ недо статочно. Поэтому возможность отдыха для нихъ среди недѣли явилась бы благодѣтельной мѣрой въ цѣляхъ укрѣпленія и освѣженія организма. Хорошо бы, если бы среди недѣли ученики отпускались на цѣлый день. Имѣя въ своемъ распоряженіи день отдыха, учащіеся подъ руководствомъ учащихъ могли бы этотъ день употребить съ пользою или на устройство образовательной прогулки, или на устройство празд- никовъ древонасажденія и т. п. При такомъ распре- дѣленіи учебнаго времени не было бы такого непра- вильнаго чередован-ія труда и каникулъ. 6) Наши ученики въ теченіи девяти мѣсяцевъ находятся въ состоя- ніи умственнаго напряженія пользуясь сравнительнымъ отдыхомѣ только въ праздники. Продолжительным не- прерывный занятія дѣлаютъ то, что какъ ученики,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1