Отчет о съезде учащихся в начальных училищах 1-8 сентября 1902 г.

— 19 — говорилось, . то только о тѣхъ препятствіяхъ, который приходилось преодолѣвать учапдамъ. Г. Бугорчикова усматриваете что на съѣздѣ читается его участникамъ какъ бы мораль, она ви- дитъ много отступлений отъ программы съѣзда, цѣлыо котораго, казалось, должно быть устраненіе недостат- ковъ въ постановкѣ учебно-воспитательнагО дѣла народной школы. Что касается личности учителя вообще и его роли, какъ распространителя полезныхъ знаній, то она стоить за доступъ къ народной школѣ людей съ возможно широкими образованіемъ. Но независимо отъ того, всякій учащій во время своего учительства долженъ имѣть возможность не заглушать своего развитія: между тѣмъ въ дѣйствительности мы ви- димъ, что учащіе, заброшенные въ захолустье, не видящіе часто лица человѣческаго, не только лишены всякихъ средствъ общенія между собою, но даже подвергаются преслѣдованію, если собираются вмѣстѣ, чтобы повидаться и поговорить о своемъ житьѣ — бытьѣ. Г. Соболевъ думаетъ, что распространять полез- ныя знанія можно только тогда, когда они имѣются у учителя. Однако учебныя заведенія, изъ которыхъ выходятъ учителя и учительницы, не даютъ тѣхъ полезныхъ знаній, которыя они могли бы распростра- нять въ народѣ. Онъ признаетъ учебную постановку въ среднихъ учебныхъ заведеніяхъ далеко не отвѣ- чающей тѣмъ требованіямъ, которыя къ нимъ слѣ- довало бы предъявлять, какъ къ разсадникамъ по- лезныхъ знаній въ народѣ. Г-жа Шульцъ дополняетъ, что однимъ изъ сред- ствъ къ пополненію знаній являются учительскіе

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1