Отчет о съезде учащихся в начальных училищах 1-8 сентября 1902 г.

на существующую постановку этого предмета едино- душно жалуется большинство учаіцихъ, председатель съѣзда высказывается въ томъ смыслѣ, что жалобы эти порождены не сущностью самой грамматики, а современной ея постановкой въ народныхъ школахъ, что причину этихъ жалобъ слѣдуетъ искать отчасти въ существу ю ідихъ программахъ и учебныхъ руко- водствахъ, и отчасти въ методахъ преподаванія. • Для выясненія образовательнаго значенія грам- матики, ІІредсѣдатель съѣзда приводить слѣдующія слова М. В. Ломоносова: „тупа ораторія, косноязычна поэзія, неосновательна философія, непріятна исторія, сомнительна юриспрюденція безъ грамматики." При- ведя слова академика Я. К. Грота о томъ, что грам- матическія объясненія до нѣкоторой степени являются неразлучными спутниками практическаго обучеиія языку, Председатель съѣзда остановился на выясне- ніи первенствующей важности изученія родного языка въ народныхъ школахъ, сдѣлавъ ссылку на Ушин- скаго, который находить, что родной языкъ объя- сыяетъ ребенку природу, какъ не могъ бы объяснить естествоиспытатель, знакомить съ исторіей общества, среди котораго онъ живеть, какь < не могъ бы поз- накомить ни одинъ историкь; онъ воспитываеть эстетическое чувство такъ, какь не можетъ воспи- тать эстетикь, и, наконецъ, даетъ ребенку такія понятія и философскія воззрѣнія, какихъ не могъ бы дать ни одинъ философъ. Возражая на то, что уче- ники забываютъ грамматику, г-нъ ІІредсѣдатель приводить авторитетное свидѣтельство американокаго психолога Джемса, ' утверждающее, что въ дѣлѣ вос- питанія всего важнѣе самый процессъ воспріятія, измѣняющій структуру нашего духа, насъ самихъ, несмотря на то, что это воспріятіе нами впослѣд-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1