Отчет о съезде учащихся в начальных училищах 1-8 сентября 1902 г.

— 27 — ритеты, то это обычный пріемъ всякаго сколько-ни- будь серьезнаго обсужденія вопроса; мотивировать же, высказанное положеніе единственной ссылкой на личный опытъ, когда къ тому же эта ссылка не идетъ далѣе указанія, что „я де грамматику препо- давалъ и этимъ только забивалъ учениковъ, о чемъ де они мнѣ впослѣдствіи откровенно говорили нимало не убѣдительно, и всякій на это въ правѣ сказать: „тѣмъ хуже для васъ. При чемъ же тутъ грамматика? Вы не умѣли ее преподавать, оттого все и вышло такъ плохо." Что же касается сужденій объ авторитетности Ломоносова, о его значеніи въ исторіи русскаго языка, о его заслугахъ для русскаго гіросвѣ- іценія вообще, а слѣдовательно и для народнаго образования въ тѣсномъ смысдѣ, то эти сужденія такъ странны, что на нихъ нельзя возражать; но было бы весьма поучительно записать ихъ въ протоколъ для характеристики умственнаго склада просвѣщен- ныхъ тверскихъ учителей. Г-нъ Соболевъ просытъ доказать ему значеніе буквы ѣ и і для жизни. Г-нъ Предсѣдатель говоритъ, что серьезно нельзя ни ставить такихъ вопросовъ, ни отвѣчать на нихъ. Засимъ былъ объявлеьгь перерывъ на 10 минутъ. Послѣ перерыва г-нъ Предсѣдатель обратился къ г-жѣ Ручкиной съ просьбой разсказать, какъ она достигаетъ правилыіаго орфографическаго навыка. Г-жа Ручкина упОтребляетъ диктанты письмен- ный и устный во всѣхъ отдѣленіяхъ, даетъ граммати- ческія уиражненія изъ грам. Некрасова и въ концѣ года заставляетъ учениковъ придумывать примѣры на иройденныя правила.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1