Отчет о съезде учащихся в начальных училищах 1-8 сентября 1902 г.

— 29 Между терминами „пред меть “ и „имя существи- тельное" такая же разница, какъ между звукомъ и буквой, числомъ и цыфрой, и смѣшивать этихъ по- нятій не должно. Онъ находитъ, что трудность заклю- чается не въ усвоеніи новаго слова, а въ выясненіи понятія, и вся бѣда происходить оттого, что терми- новъ даіотъ очень много и безъ предварительнаго основательнаго выясненія понятій. Поэтому въ курсѣ начальныхъ училиіцъ слѣдуетъ ограничиться прежде всего осыовательнымъ выясненіемъ грамматическихъ понятій, ограничивъ курсъ ихъ только важнѣйшими, II выясняя ихъ на анализѣ живой рѣчи. И терми- повъ придется дать тоже немного. И все это должно опираться на анализѣ живей рѣчй и на самостоя- тельныхъ упражненіяхъ учениковъ въ составленіи примѣровъ. И тогда все это будетъ усваиваться легко и основательно и окажетъ благотворное вліяніе на развитіе учениковъ. Ведя систематически такія устныя и писъменныя грамматическія упражненія, въ основѣ которыхъ лежитъ анализъ рѣчи, уясиеніе логическаго и грамматическаго ея строя, не слѣдуетъ упускать изъ вида и орѳографіи. При толковомъ попутномъ выясненіи орѳографическихъ особенностей, при такой постановкѣ письменныхъ и устныхъ уиражненій въ языкѣ, главная цѣль которыхъ логико-стиллистиче- ская, когда не забывается и выработка орѳографиче- скихъ навыковъ, главнѣйшія существенныя основы усваиваются сами собой, вырабатываются прочные орѳографическіе навыки, даже пресловутая буква ѣ довольно хорошо усваивается безъ особой затраты времени на изученіе всего этого. Этимъ народная школа будетъ избавлена отъ обособленной орѳографіи. Затрачивать же много времени на спеціальное усвое- ніе случаевъ употребленія буквы ѣ и другихъ орфо-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1