Отчет о съезде учащихся в начальных училищах 1-8 сентября 1902 г.

— 31 - Козловъ ведетъ дѣло такъ: онъ заставляетъ учениковъ 1-го отдѣленія разсказывать прочитанное по возможности своими словами, затѣмъ даетъ одному изъ учениковъ записать на доскѣ прочитанное, при чемъ весь классъ исправляешь ошибки. Потомъ уже даются самостоятельныя изложенія; въ классѣ изло- женія прочитываются съ указаніемъ ошибокъ и не- точностей. Эльмановичъ и Ручкина на первыхъ порахъ предлагаютъ ученикамъ вопросы разнаго характера и, пріучая ихъ короче и точнѣе выражаться, заста- вляютъ ихъ записывать отвѣты. Затѣмъ переходятъ къ изложеиі іо коротенькихъ разсказовъ. Ученики чи- таютъ разсказъ, пересказываютъ его, дѣлаютъ заго- ловки, потомъ уже развиваютъ разсказъ письменно. .лтуіпін 01 on '.гн!<п|'> 1 р'т. &в ;; гоО . ,п.шп Рыженко находитъ цѣлесообразнымъ вести изло- жения письменныя и устныя всѣмъ классомъ. Кудряшовъ предлагаетъ выработать нѣсколько программъ по системѣ письменныхъ и устныхъ изло- женій съ тѣмъ, чтобы составить потомъ общую. Г. Предсѣдатель, соглашаясь съ Кудряшовымъ, дѣлаетъ свои замѣчанія по поводу высказанныхъ мнѣній. Находя большинство названныхъ упражненій цѣнными, онъ полагаетъ, что въ основу постепен- ности упражненій должно быть положено постепенное усложненіе языка, начиная отъ простого нераспро- страненнаго предложенія, переходя затѣмъ къ разбору и построение предложеній распространенныхъ, слит- ныхъ, слояіііыхъ и затѣмъ уже къ разсказамъ, опи- саніямъ и проч., слѣдуя тому плану, какой данъ Ушинскимъ въ его „Родномъ Словѣ“. На каждой ступени ученика должно довести и до понимаыія даннаго строя рѣчи и до умѣнья самому построить

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1