Отчет о съезде учащихся в начальных училищах 1-8 сентября 1902 г.

— 59 непосредственное наблюденіе природы; это же должно быть сдѣлано и въ народной школѣ. Одно только чтеніе по этимъ предметамъ, конечно, недостаточно и непедагогично; надо читать о предметѣ послѣ на- гляднаго ознакомленія съ нимъ. Отсюда выясняются два положенія: 1) въ школыіикахъ надо развить любовь къ природѣ и умѣнье изучать ее непосредствен- нымъ паблюденіемъ, и 2) надо научить читать книги естествеішо-научнаго содержаиія. Энциклопедія лее не годна. Затѣмъ г-нъ ІІредсѣдатель переходить къ выясиенію программы по чтенію изъ исторіи. Надо, говорить онъ, брать самые главные моменты въ исторіи и освѣщать ихъ значеніе: жизнь славяпъ, языческія вѣрованія, христіанство и распространіе просвѣщенія при основаніи монастырей, татарщина, московскіе князья и объединение Руси. Петровскія реформы и современное состояніе государства; въ промелеуткахъ меледу двумя послѣдними моментами молено ввести болѣе видныя переходный -ступени—-' царствованіе Екатерины II и 12-ый годъ. Желательна не погоня за расширеніемъ программы, количествомъ сообщаемыхъ свѣдѣній, а углубленіе въ смыслъ историческихъ явленій и ихъ значеніе. Историческія свѣдѣнія сообщаются путемъ чтенія, но не одного класснаго, а пополняются чтеніемъ изъ книгъ для внѣкласснаго чтенія. Самый применимый матеріалъ— : это исторнческія повѣсти и разсказы, иапримѣръ, „Арапъ Петра Великаго,“ „Капитанская дочка“ Пуш- кина, отрывки изъ сочиненій Алексѣя Толстого и др. Увлекаться учебниками не слѣдуетъ: они даютъ сухой матеріалъ. Желательно было бы выработать на съѣздѣ списокъ историческихъ повѣсгей и разсказовъ. При сообщеніи географическихъ свѣдѣній валено точно таклее обращать вниманіе на главные феномены,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1