Сборник материалов для истории Тверского губ.земства, Т.3

11. e) Счет» У'і, нашей учебной литературІ! есть книга для нервон&чальнаго обучеиія счету Евтуііев- скаго (составленная по методу Грубе). Она прекрасно составлена для вполнѣ цравилышго ведечія итого обученія. Поэтому предмета этоть должно вести совершенно поэтому учебнику. В» первомъ отдѣлСпіи можно изучить первый числа до J5 и, можетъ быть, даже до 20 н ііередѣлать на эти числа всѣ упражценія и задачи, находящіяся въ книгѣ Евтушевскаго. Во второмь Отдѣ іепіи можно дойти ,і,о сотенъ и в і. тоже время основательно познакомить съ именованными' числами и много упражняться на.дъ ними Вт. третьем» отдѣленіи проходят» осталыіыя числа и ученицы .научаются механизму при дѣйствіяхъ съ большими числами. III. Наглядное обученіе. Цѣ.іь наглядиаго обученія сообщить ученицам» побольше образованных» понягііі, ввести их» въ сферу понятііі образованная ыіра, пріучить ихъ къ образованному языку, къ образо- ванному мышленію. Образованны;! понятая созданы учепіемъ; онѣ суть результат» отилеченія и слѣдователыю, трудны для начинающих». Поэтому наглядное обученіе надобно начинать сь предметов» легких», въ которых» бы было мало отвдечевія. Самый удобный свѣденія для . церва го отдѣлепія суть свѣденія о животных». Передаются эти свѣденія въ формѣ разсказа; при разсказѣ необходимы картинки животных», как» самое полезнее поссбіе. Животныя для разсказа выбираются такія, который сильнѣе возбуждают» воображеніе, которыя могут» болѣе заинтересовать учениц». Мѣстб, вт, котором» водится животное, показывается на партѣ, так» чтобы ученицы вынесли иоиятіе о жарких» и холодных» странах», об» океанах» и час- тях» свѣта и ігр. По втором'!, отдѣленіи къ разсказамъ о животных» присоединяются геогра- фйеекіе рассказы. Тут» ученицы знакомятся е» отвлеченными поніітіями (государство, народ», губернія и др.) Разумеется, конечно, цѣлью географических» разсказовъ должно быть полное знакомство съ картою. Въ третьем» отдѣленіи къ географическим» разсказамъ присоединя- ются исторнческіе. В» них» передаются біографіи выдающихся личностей русской исторіи. Таким» образомь ученицы, прошедши курс» этих» трех» отдѣленій, получают» достаточно таких» свѣдепій, которыя укрѣпятъ их» нравственный ионятія, уничтожат» невѣжествегаша суевѣрія, пріучать правильно дѣйствовать умом» и разовьют» способность понимаиія. Но все таки этим» ііе окончится дѣло сиротскаго дома: ученицы еще не довольно почерпнули въ учішіщѣ нравственных» и умственных» сил» для вступленія въ жизнь. Знаііія передавались им» доселѣ отрывочно: естественно, что онѣ не могли подействовать на силы их» души так», чтобы решительно направить ихъ, как» желательно. При том» же большая часть этих» знашй сообщалась ученицам» въ таком» возраст!',, в» котором» онѣ и не в» состоя нш достаточно разумно отнестись кѣ тому, что им» сообщают». Поэтому ученицы, прошедішя третье отдѣ- леиіе, еще не могут» считаться окончившими курс»; онѣ необходимо должны проучиться еще во крайней мѣрѣ год»; необходимо устроить при сиротском» домѣ еще одно отдѣленіе— стар- шее о#дѣлеше. ото отдѣленіе назначается, во 1-х», для повторения иройденнаго, при чем» преподаватель пмѣеть возможность дополнить то, что было упущено по слишком» раннему возрасту учениц»; , таким» образом» ученицы гораздо огмыслепнѣе примут» старый знашя, который чрез» то благотворнее подействуют» на ихъ души; во 2-хъ,— для нриведешя в» си- стему пройденнаго. Система есть самое мргучее ррудіе ума, а возраст» дѣвицъ этого отді- левія уже таков», что позволяет» им» принять благотворное дѣйствіе системы на разввтае; поэтому естественно, что ирежнія дѣтскія знанія, вриведенния теперь в» систему, предста- вятся душѣ учениц» въ другом» видѣ и, разумѣется, свльнѣе подѣйствуютъ па развптае нхъ души. Наконец», в» 3-х», для прпіеданія *» единству разрозненных» зватв. Еслд веѣ эпаяія 27

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1