Описание Тверской губернии в сельско-хозяйственном отношении

— 364 — въ паръ , если она не нужна для работъ. Съ иачаломъ уборки споповъ съ поля , лошадей пускаютъ въ табуиы и пасутъ сперва въ ржапомъ полй , а потомъ, по уборкй въ яровомъ полй ближайшихъ полосъ , переходятъ и въ это поле. Особыхъ пастуховъ для присмотра за табунами не нанимается , и пасеиіе отправляется крестьянами пооче- редно, къ чему наряжаются обыкновенно малолйтки. Оче- редь отправляется но числу лошадей и определяется дере- венскимъ или сельскимъ сходомъ : обыкновенно хозяинъ, имйющій одну лошадь, долженъ поставить пастуха на одинъ ' день. Число пастуховъ зависитъ отъ величины селенія и табуна. Лошади въ табуиъ пускаются съ восходомъ солнца и пригоняются домой съ закатомъ его. Любо смо- трйть, какъ дружно и чутко принимаются оий за траву, остающуюся по уборкй споповъ на жатвй. Съ очисткою последней полосы въ яровомъ полй отъ хлйба, пастба ло- шадей прекращается , и онй опять пускаются бродить по волй. ІІа ночь лошади возвращаются домой сами , или при- водятся хозяевами, для сохранения отъ волковъ. Такъ про- должается до наступления зимы. Теперь обратимся къ рогатому скоту, овцамъ, козамъ и свиньямъ. Этотъ скотъ выпускается на иастбу не иначе, какъ по приговору деревенского схода, въ назначенный имъ день, по заповйдному обычаю , послй завтрака, часу въ 9 дня. Пастухъ отправляется вдоль селепія и звукомъ тру- бы или пйсиью рожка даетъ знать жителямъ, чтобы гото- вились выгонять скотъ въ поле. Въ это время каждое се- мейство, въ глубокомъ молчаніи, садится въ своей избй, па долговой лавкй , а стряпуха раздуваетъ уголья въ желйз- номъ ковшичкй , или уполовпикй, или въ кури ль ни цй, на- сыпа етъ туда ладопа, зажигаетъ восковую свйчку предъ иконами , раздаетъ всймъ вербу, принесенную изъ церкви отъ заутрени въ день Входа Спасителя въ Іерусалимъ, са- дится на минуту и встаетъ. За пего поднимается все семей- ство ; вей молятся Богу въ молчаиіи , прося благословенія на размножение скота, защиты отъ звйря и сохранения отъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1