Описание Тверской губернии в сельско-хозяйственном отношении

водѣ простой ключевой или рѣчпой, взятой съ быстрины, на пивѣ, на випѣ, на соли. Душевный болѣзпи лечатся тѣми же средствами, но наговоры совершаются только на пряникахъ, соли, пивѣ и винѣ. Растепіе приточпикъ, или сорокоприточная трава , кажется campanula glome rata, у лекарокъ есть первое средство противъ болѣзней. Вѣра въ домовыхъ, лѣсовиковъ', полевыхъ, водя- иыхъ, банниковъ, овпнииковъ, русалокъ, вѣдьмъ, еще н теперь занимаетъ крестьянъ страшными и забавны- ми разсказами въ долгіе зимніе вечера. Портные, ра- ботающее всегда на готовомъ хлѣбѣ , вездѣ являются главными разскащикамп. Не разъ и мнѣ случалось вни- мать этимъ деревеискимъ Г омерамъ. Миогіе изъ нихъ имѣютъ удивительный даръ раз сказывать красно и завлека- тельно, но не такимъ вычуриымъ слогомъ, какой можно прислушать иногда изъ устъ разскащиковъ въ красныхъ рубашкахъ. Крестьяне вѣрлтъ еще, что дворовой, насылае- мый сосѣдомъ, уноситъ у скота .кормъ, а домашиій дво- ровой по ночамъ гоняетъ до изнеможеиія тѣхъ лошадей, который не поправятся ему шерстью. Вѣрятъ, что домовой наваливается на спящаго человѣка, если онъ легъ, не пе- рекрестясь, и давить его своею тяжестію; упѣряютъ, что если кто осмѣлится спросить его: къ добру или къ худу? то получаегъ отвѣтъ. Разсказываготъ другъ другу, что домовые проказпичаготъ и другимъ образомъ: ходятъ по потолку избы и не даготъ спать по ночамъ своею тяжелою походкою; кидаютъ по потолку и даже въ избахъ кирпичъ, выламывая его изъ трубы; за кнрпичемъ иногда летятъ и ланти и онучи, которыя обыкновенно сушатся на печахъ и на очельяхъ печей. Увѣряютъ также, что чужіе овин- ники выгоняюгъ хозяевъ изъ подлазовъ и даже зажигаютъ овины. При этомъ часто видятъ, какъ свой овинпикъ, отнявъ у чужаго съ огнемъ головешку, бьетъ его голо- вешкою, и какая страшная бываетъ тогда драка. Банники, по суевѣрнымъ разсказамъ больше — женщииъ, душатъ людей въ банѣ, когда они, войдя, не. перекрестясь, оста-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1