Описание Тверской губернии в сельско-хозяйственном отношении

— 89 — ются тамъ до полуночи. Водяные, выходя по ночамъ па берегъ, при лунпомъ свѣтѣ, плетутъ для себя лапти, сидя па камнѣ или на древеспомъ пнѣ; они же будто бы топятъ людей, которые вздумаюгъ нырнуть, не перекрестясь, или 'желая выиграть пари, рѣіпатся переплыть рѣку или достать глубокое дно. Занятія лѣсовиковъ, какъ думаютъ крестьяне, состоять ВТ перегонѣ звѣрей изъ одной лѣсной дачи въ другую. Замѣтивъ недостатокъ зайцевъ, охотника, говорить, что нашъ лѣсовикъ проиграла, своихъ зайцевъ другому. Если кто потер яетл> дорогу вълѣсу, то вииоватъ лЬсовикъ. Въ такихъ случляхъ спимаготъ верхнее и нижнее платье, и погрозивъ послѣдпимъ лѣсовику, выворачиваготъ и надѣ- ваготъ его на изнанку; тогда путь отыскивается. Полевые, кажется, не имѣготъ особаго назначения. Отъ многихъ крестьянъ я слыхалъ, что полевыхъ нѣтъ и что полями завѣдываютъ лѣсовики; посему говорить: лѣсовикъ лѣсомъ идешь с а лѣсомъ нсіравпѣ, полемъ идешь съ травою паравиѣ. Русалки, какъ разсказываютъ между собою крестьяне, вре- дятъ людямъ щекотаньемъ, и человѣкъ, попавшийся имъ въ руки, умнраетъ отъ смѣха. Видьмы, какъ у вѣряютъ здѣсь, живутъ близъ Кіева, на какой-то горѣ, покрытой дрему- чимъ лѣсомъ. ІІѢкоторыя суевѣрія отзываются вліяніемъ своимъ и на хозяйство. Крестьяне вѣрятъ напр., что не будетъ успѣха въ пути, если перебѣжитъ дорогу заяцъ; что соль, просыпанная на столѣ, предвѣщаетъ ссору въ семействіз; что драка курь, который зимою кормятся въ избѣ, также предвѣщаетъ ссору; вон собаки предвѣщаетъ пожарь, когда она держитъ голову къ верху, и мертвеца, когда держитъ голову къ землѣ; крикъ ворона и филина на домѣ пред- вѣгцаетъ смерть кому-либо изъ семьи, Выходъ таракановъ изъ дома предвѣщаетъ пожаръ. Много есть и другихъ примѣтъ. Изъ нѣкоторыхъ обычаевъ можно указать на слѣдую- щіе. Молодые крестьяне и крестьянки Кашинскаго уѣзда, въ день Вознесеиія Господня, съ плясками и пѣснями, втыкаютъ на ржаныхъ поляхъ березки, желая, чгооы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1