Медико-хозяйственный отчет Бурашевской колонии для душевно-больных за 1902 г.

Докладъ о значеній школыіаго приварка въ дѣлѣ школьной ганитаріи и гигіены. Слѣпнт-Корфунпель. Я не зияю, не принадлежать ли къ числу избитыхъ трюизмовъ въ области школьной санитаріи вопросъ о роли приварка въ школѣ въ дѣлѣ преподаванія. Тотъ фактъ, что крестьянскій мальчикъ, проводя- щій въ школѣ 5 — 6 час., тратящій на дорогу въ среднемъ 2 — 3 часа, и такъ въ сложности 7—9 часовъ, гораздо легче воспринимаетъ всю школьную премудрость при болѣе сносномъ нитаніи, которое даетъ ему устраиваемый въ школѣ приварокъ, не требуетъ, кажется, ника- кихъ доказательствъ. А между тѣмъ, какъ до сихъ поръ мало сдѣлано для организаціи столь полезнаго учрежденія, какъ школьный прива- рокъ! Если просмотрѣть имѣюіцуюся по данному вопросу литературу, то мы увидимъ, что школьный приварокъ, горячій зэвтракъ, «варево» по крестьянскому, суіцествует'ь въ единичныхъ школахъ, то тутъ, то тамъ, и только въ нѣкоторыхъ, исключительныхъ земствахъ, заведенъ въ цѣломъ рядѣ школъ. Причины этого явленія, безспорно, нужно искать въ отсутствіи самодѣятельности, иниціативы въ нашёмъ обще- ствѣ и въ ограниченности средствъ у земства, которому приходится считаться съ каждой затрачиваемой копѣйкой. По крайней мѣрѣ, въ тѣхъ мѣстахъ, гдѣ существуютъ санитарныя попечительства Воскре- сенскч» Мытиіценское (Московской г.) и Ивановское (Воронежской г.), школьный приварокъ введенъ давно и прекрасно привился въ шко- лахъ, входящихъ въ раіонъ попечительствъ. Влагодѣтельное вліяніе приварка на ходъ заиятій констатируется всѣми наблюдателями. Д-ръ Л. Касторскій въ своемъ докладѣ Можайскому санитарному совѣту говоритъ: «частыя прежде головныя боли, быстрая утомляемость, сла- бость, вялость, усталость, замѣнились добрымъ, веселымъ настроеніемъ, вниманіе повысилось, манкировки прекратились, успѣхи возросли, ра- боты исполняются аккуратнѣе». Въ другомъ отчетѣ женщины- врача Денгъ читаема»: «подъ вліяніемъ завтраковъ дѣти относятся дружелюб- нее друг г» къ другу, не тяготятся нослѣдующими двумя — тремя уро- ками, не торопятся домой, ни одного пропуска». Одинъ изъ учителей

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1