Сборник материалов для истории Тверского губ.земства, Т. IV

— 767 - другпхъ земскихъ единицъ, а мнѣнія, по высшей степени образованія этихъ лицъ, могутъ быть еще важнѣе. Учрежденіе земскихъ агентовъ полезно въ двоякомъ отношеніи: какъ помощь земскимъ учрежденіямъ въ устройствѣ земско-хозяй- ственнаго благоеостоянія мѣстности и какъ образовательная сила для массы земства. Постоянный агентъ легко можетч. снискать довѣріе населен і я, создать изъ себя для извѣстной мѣстности центръ, куда стекались бы не отъ одних ь крестьянъ, но отъ всѣхъ единицъ земства заявленія о суіцествуюіцихъ и вновь возникающихъ потребностяхъ и > инѣнія о лучшпхъ спосооахъ удовлетворен ш ихъ. Первою, главною заботою его должно быть приведете въ извѣстность средствъ населенія къ удовлетворенно насущныхъ потребностей и сс-ставленіе подробнаго, отчетливо мотивированиаго, поимен- наго списка всѣмъ лицамъ, поставленнымъ по несчастнымъ обстоя- тельствамъ въ невозможность снискивать себѣ нормалънымъ трудомъ прогштаніе, житье, одежду, не взирая па сословія и состояв ія. Затѣмъ труды его должны быть обращены къ изученію земско-хозяйствеиной обстановки каждой единицы земства (въ смыслѣ сельскихъ обществъ и разныхъ крупныхъ именныхъ владѣльцевъ недвижимой собствен- ности), дабы въ бесѣдахъ съ частными лицами или сходами, затра- гивая естественно присущее каждому стремленіе къ улучшеніго быта, возбуждать въ населеніи самодѣятельность, нниціативу по предметамъ земскаго хозяйства и обсужденіе наилучшихъ мѣръ къ устройству благосостоянія. Образовательное значеніе земскихъ агентовъ не менѣе важно. Нѣтъ почти ни одного уѣзд. собранія, въ которомъ не было выражено стре- мленія посильными жертвами изъ земскихъ капиталовъ способствовать развитие образованія въ массахъ иаселенія устрбйствомъ школъ. Отдавая должную дань уважен і я къ распространенно образованія путемъ умноженія школъ и преподаванія грамоты, авторъ задается во- просомъ, нѣтъ ли других?», бодѣе легкихъ и успѣшныхъ средства для раснространенія образованія в’ь массахъ. Изъ элементовъ образован- ности, нравственности, граѵкдаиствениости и грамотности, едва ли м, я;но усомниться, что послѣдняя займетъ, по важности своей для благосо- стоянія общества, низшую ступень; если же признать нравственное образоваиіе высшею ступенью, почему не распространять въ иаселенін

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1