Протоколы заседаний Тверского оч.губ.собрания 1892 г. Т.18
— 42 - Нѣкоторые изъ членовъ комиссіи, примкнувшихъ къ этому мнѣнію, высказали слѣдующее: До настоящаго времени не исчерпаны всѣ способы для устраненія сказанныхъ неудобствъ средствами заинтересованнаго въ существо, ваніи школь населенія. Въ трудномъ и весьма сложномъ дѣлѣ пра- вильной и широкой постановки народнаго образованія уѣздному земству невозможно обойтись исключительно . своими силами и средствами: необходимо привлечь къ содѣйствію и общества и частныя лица. Это теперь и дѣлается; при чемъ нѣкоторыя изъ частныхъ лицъ и сельскихъ обществъ, помогающихъ шкодѣ, тяготятся этимъ, но миогія несутъ свои пособія школѣ вполнѣ охотно, и чѣмъ значительнее эти пособія, тѣмъ больше остается у земства средствъ для удовлетворена другихъ нуждъ по народному образованно, которыхъ еще очень много. 2) Справедливо, что родители дѣтей, учащихся въ земской школѣ несутъ свою долю общаго земскаго налога на ея содержаніе, а потому весьма желательно было бы освободить ихъ отъ дополнительной за- траты на отопленіе школьныхъ зданій, на еодеряганіе сторожей и на другія хозяйственный нужды школы, но, освободивъ этихъ, прямо заинтересованныхъ въ существованіи школы, лицъ отъ упомянутой дополнительной затраты, мы переносимь ее на ту часть земскихъ плателыциковъ, которые не имѣя гаколъ и не пользуясь ими, оплачи- ваютъ училище церковноприходское или школу грамотности. 3) Твер- ское уѣздное земство постановило себѣ задачею распространить грамот- ность и первоначальное образованіе во всемъ населеніи уѣзда. Изъ доклада земскихъ членовъ училищнаго совѣта видно, что до 90°/о мальчиковъ и до 20°/о дѣвочекъ школьнаго возраста учатся въ тѣхъ или иныхъ изъ 117 школъ уѣзда. Остается сдѣлать еще не- которое усиліе, чтобы дать, по крайней мѣрѣ, всему остальному муж- скому населенно школьнаго возраста начальное образованіе. Эта за- дача такъ важна, что для ея выполненія, по мнѣнію меньшинства коммисіи, всего целесообразнее было бы употребить тѣ средства, какія собраніе можетъ ассигновать на народное образованіе сверхъ ассигнованныхъ въ настоящее время на устройство повыхъ земскихъ школъ тамъ, гдѣ ихъ нѣтъ и гдѣ населеніе ими никогда не пользовалось; потребность же въ улучшеніи хозяйства школъ желательно было бы удовлетворять постепенно, по мѣрѣ шлясненія действительной въ томъ надобности. Для того же, чтобы учащіе не были обременены
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1