Тверской музей и его приобретения в 1908 и 1909 г.г.
7 тонкимъ гладкимъ пластомъ, такъ что птица состоитъ изъ двухъ частей, скрѣпленныхъ между собою. Хвостъ былъ отломанъ, что можетъ служить доказательствомъ тому, что она была въ употре бленіи, онъ былъ впослѣдствіи найденъ въ нѣсколькихъ футахъ на сѣверъ отъ нея. Онъ прямо вытянутъ и покрытъ тѣмъ же рисункомъ, какъ п вся остальная часть ея. Четыре сквозныхъ отверстія, помѣщенныя одно на головѣ, одно на спинѣ, два на груди, краснорѣчиво говорятъ о томъ, что она пришивалась или подвѣшивалась. Чѣмъ же служила эта птица? На этотъ вопросъ мы находимъ отвѣтъ въ интересной статьѣ Д. Н. Анучина * ). «Изо браженіе разныхъ видовъ парящихъ птицъ, говоритъ авторъ въ своей статьѣ, были найдены на жертвенномъ мѣстѣ Гляденовскаго городища и во многихъ могильникахъ Вятской, Пермской, Казан ской и др. восточныхъ губерній. Въ силу мѣстнаго богатства ме таллами, онѣ были сдѣланы изъ бронзы, мѣди какого то сѣраго сплава. Эти изображенія находятся, безъ сомнѣнія, въ связи съ религіозными представленіями. Это подтверждается аналогичными явленіями у нѣкоторыхъ современныхъ народовъ Сибири и дру гихъ странъ, гдѣ подобныя изображенія продолжаются еще играть, болѣе или менѣе, существенную роль въ религіозномъ культѣ». Далѣе авторъ говоритъ: «Изображеніе птицъ вмѣстѣ съ разными другими бляхами, колокольчиками, ремешками и т. п., составляетъ необходимую принадлежность остяцкаго шаманскаго костюма». Эти колокольчики и привѣски самой разнообразной формы, изображаю щіе бляхи, клыки животныхъ и т. п., всѣ у насъ па лицо, ихъ было собрано 49 экземпляровъ и они находились тутъ же при самой птицѣ и сдѣланы, какъ и опа, изъ глины. На иривѣскахъ и бляхахъ мы видимъ орнаментъ точечный, ямочный и въ видѣ разныхъ насѣчекъ, мѣстами напоминая собой какіе-то руническіе знаки. Если мы прибавимъ къ этому еще тѣ свѣдѣнія, которыя *) Анучина. Искусство и вѣрованія Пріуральской Чуди.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1