Тверской музей и его приобретения в 1908 и 1909 г.г.

7 тонкимъ гладкимъ пластомъ, такъ что птица состоитъ изъ двухъ частей, скрѣпленныхъ между собою. Хвостъ былъ отломанъ, что можетъ служить доказательствомъ тому, что она была въ употре ­ бленіи, онъ былъ впослѣдствіи найденъ въ нѣсколькихъ футахъ на сѣверъ отъ нея. Онъ прямо вытянутъ и покрытъ тѣмъ же рисункомъ, какъ п вся остальная часть ея. Четыре сквозныхъ отверстія, помѣщенныя одно на головѣ, одно на спинѣ, два на груди, краснорѣчиво говорятъ о томъ, что она пришивалась или подвѣшивалась. Чѣмъ же служила эта птица? На этотъ вопросъ мы находимъ отвѣтъ въ интересной статьѣ Д. Н. Анучина * ). «Изо ­ браженіе разныхъ видовъ парящихъ птицъ, говоритъ авторъ въ своей статьѣ, были найдены на жертвенномъ мѣстѣ Гляденовскаго городища и во многихъ могильникахъ Вятской, Пермской, Казан ­ ской и др. восточныхъ губерній. Въ силу мѣстнаго богатства ме ­ таллами, онѣ были сдѣланы изъ бронзы, мѣди какого то сѣраго сплава. Эти изображенія находятся, безъ сомнѣнія, въ связи съ религіозными представленіями. Это подтверждается аналогичными явленіями у нѣкоторыхъ современныхъ народовъ Сибири и дру ­ гихъ странъ, гдѣ подобныя изображенія продолжаются еще играть, болѣе или менѣе, существенную роль въ религіозномъ культѣ». Далѣе авторъ говоритъ: «Изображеніе птицъ вмѣстѣ съ разными другими бляхами, колокольчиками, ремешками и т. п., составляетъ необходимую принадлежность остяцкаго шаманскаго костюма». Эти колокольчики и привѣски самой разнообразной формы, изображаю ­ щіе бляхи, клыки животныхъ и т. п., всѣ у насъ па лицо, ихъ было собрано 49 экземпляровъ и они находились тутъ же при самой птицѣ и сдѣланы, какъ и опа, изъ глины. На иривѣскахъ и бляхахъ мы видимъ орнаментъ точечный, ямочный и въ видѣ разныхъ насѣчекъ, мѣстами напоминая собой какіе-то руническіе знаки. Если мы прибавимъ къ этому еще тѣ свѣдѣнія, которыя *) Анучина. Искусство и вѣрованія Пріуральской Чуди.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1