Обзор Тверской губернии за 1887 год

Расколъ. Въ Тверской губерніи расколъ, и преимущественно безпоповщинскій, распространенъ наиболѣе въ уѣздахъ: Корчевскомъ, Вышневолоцкомъ, Новоторжскомъ, Весьегонскомъ и Ка- 'шинскомъ; но главнымъ центромъ раскола въ губерніи является городъ Ржевъ. Въ этомъ городѣ, по отзыву мѣстнаго благочиннаго, около трехъ четвертей населенія придерживается австрійской секты. Раскольники въ г. Ржевѣ имѣютъ своихъ священниковъ и складныя церкви, въ коихъ исполняютъ требы. Впрочемъ замѣтно, вообще, что расколъ не увеличи вается, въ нѣкоторыхъ же мѣстностяхъ, благодаря вліянію образованія и дѣятельности ду ховенства, начинаетъ ослабѣвать. Нѣкоторые изъ благочинныхъ свидѣтельствуютъ, что рас кольники перестаютъ удаляться отъ православныхъ священниковъ, принимаютъ ихъ къ себѣ, вступаютъ въ бесѣды, берутъ книги для чтенія и даже посѣщаютъ Богослуженіе Другіе благочинные удостовѣряютъ, что расколъ держится, главнымъ образомъ, между людьми старшаго возраста и между женщинами, молодое же поколѣніе придерживается раскольничь ихъ обрядовъ преимущественно изъ угожденія старшимъ. Въ минувшемъ году замѣченъ вы дающійся фактъ ослабленія упорства раскольниковъ: въ одной зараженной расколомъ дерев нѣ, крестьяне стали принимать св. иконы на поля для служенія молебновъ и водоосвя щенія; при чемъ къ Богомолебствію явились, въ первый разъ, и самые закоренѣлые рас кольники. Какъ на доказательство сближенія раскольниковъ съ православною церковію, бла гочинные указываютъ, между прочимъ, на то, что раскольники въ нѣкоторыхъ мѣстностяхъ посѣщаютъ внѣ-богослужебныя собесѣдованія и со вниманіемъ слушаютъ собесѣдователей — священниковъ; какъ на отрадный фактъ обращенія изъ раскола въ православіе, въ прошломъ году, возможно указать на присоединеніе къ православію одного крестьянина дер. Бирючева, Новоторжскаго уѣзда, проживающаго нынѣ въ В.-Волоцкомъ уѣздѣ на собственной землѣ. Присоединенный къ православію раскольникъ уже пожилой человѣкъ, вліятельный среди крестьянъ и почитаемый ими, и поэтому онъ сердечнымъ своимъ словомъ легко можетъ вліять на среду своихъ прежнихъ единомышленниковъ. На ряду съ такими утѣшительными фактами ослабленія раскола, получаются отъ нѣкоторыхъ благочинныхъ и такіе отзывы, изъ коихъ видно, что раскольники, придерживаясь старины, не только уклоняются отъ раз говоровъ и собесѣдованій съ православными священниками, но даже избѣгаютъ встрѣчи съ ними. Въ отчетномъ году для бесѣдъ съ раскольниками былъ назначенъ епархіальнымъ на чальствомъ особый миссіонеръ. По краткости времени, послѣдствія дѣятельности его еще не опредѣлились, но возможно признать, что веденныя имъ въ разныхъ приходахъ Тверской епархіи собесѣдованія съ раскольниками оказали нѣкоторое вліяніе на сближеніе расколь никовъ съ православною церковію и облегчили имъ путь для перехода изъ раскола въ православіе. Арестанты, тюремные замки и исправительное арестантское отдѣленіе, (Приложеніемъ къ этой статьѣ служитъ вѣдомость №5). Во всѣхъ мѣстахъ заключенія гражданскаго вѣдомства въ Тверской губерніи къ 1-му января 1887 года содержалось 1.298 человѣкъ, изъ нихъ 1.194 мужчинъ и 104 женщины. Въ теченіи отчетнаго года поступило 9.946 мужчинъ и 1.355 женщинъ, а всего 11.301 человѣкъ; выбыло 11.261 человѣкъ, изъ нихъ 9.926 мужчинъ и 1.335 женщинъ, и затѣмъ іо

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1