Об учреждении низших сельскохозяйственно-ремесленных школ

XII на первое время открыть хотя бы 2-^-3 школы спеціально сельскохозяйственныя. В. I. Гурко. Возражаетъ Пальковскому и говоритъ, что обученіе въ народныхъ училищахъ сельскому хозяйству вполнѣ совмѣстимо съ обученіемъ общимъ предметамъ; заграницей такое обученіе практикуется уже давно и зна ­ чительно облегчаетъ ученикамъ переходъ въ спеціальныя сельскохозяйственныя училища; возлагать обученіе общимъ предметамъ и сельскому хозяйству на одно лицо конечно немыслимо; для обученія сельскому хозяйству придется пригласить хотя бы по одному учителю — спеціалисту на каждую волость; бояться дороговизны этого не слѣдуетъ; сельскохозяйственныя познанія народа вполнѣ окупятъ эти расходы впослѣдствіи; кромѣ того на помощь этому дѣлу не откажется прійти губернское земство и правительство; онъ ничего не имѣетъ противъ устройства въ уѣздѣ спе ­ ціальныхъ сельскохозяйственныхъ школъ, но не можетъ отрѣшиться отъ мысли, что большинство учениковъ этихъ школъ въ настоящее время деревнѣ не служатъ, а уходятъ въ города въ прикащики, конторщики и т. п. на наемныя выгодныя мѣста. О. Николай Троицкій. Находитъ предложеніе В. I. Гурко о введеніи обученія сельскому хозяйству въ народныхъ училищахъ трудно осуществимымъ; школы находятся въ вѣдѣніи министерства народнаго просвѣщенія и въ нихъ обучаютъ дѣтей по установленной программѣ, измѣнять которую не въ нашей власти; возможно лишь ходатайство ­ вать о дополненіи программы введеніемъ въ нее новаго предмета обученія сельскому хозяйству; кромѣ сего придется ходатайствовать объ увеличеніи въ народныхъ училищахъ годичныхъ курсовъ до 4 — 5 лѣтъ, такъ какъ существующіе 2 -3-хъ годичные курсы дадутъ слишкомъ мало времени для обученія сельскому хозяйству. В. I. Гурко. Находитъ, что нынѣшняя постановка школьнаго дѣла неудовлетворительна; необходимо ходатай ­ ствовать объ измѣненіи ея и главнымъ образомъ стремиться къ уничтоженію существующей схоластики въ обученіи дѣтей въ школахъ и болѣе удѣлять времени обученію сель ­ скому хозяйству. П. И. Толмачевъ. Замѣчаетъ, что въ сельскихъ началь ­ ныхъ школахъ не особенно строго придерживаются программы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1