Об учреждении низших сельскохозяйственно-ремесленных школ

5 ботки весьма разнообразны и при томъ разнообразіе это про ­ является въ самыхъ тѣсныхъ рамкахъ, а потому необходимо также обученіе населенія и выбору и обращенію едва ли не со всѣми извѣстными типами плуговъ, а не однимъ какимъ- либо, хотя бы и наиболѣе пригоднымъ по мѣстнымъ усло ­ віямъ, и уже только послѣ выполненія послѣдняго можно сказать, что по сообщенію соотвѣтствующихъ знаній о плугѣ мы выполнили свою задачу въ мѣру полной потребности. Вотъ теперь и спросимъ себя, какъ же, какимъ путемъ разрѣшить намъ эту вторую большую часть поставленной задачи. Если опять путемъ практическаго обученія, то по ­ требуется затратить массу труда, времени и средствъ: необ ­ ходимо вѣдь каждаго обучить обращенію почти со всякимъ плугомъ, примѣненію разныхъ плуговъ на разныхъ почвахъ, съ разными назначеніями пахоты — глубины, ширины паха ­ нія, постановки пласта, его крошенія, чистоты борозды и пр. Но очевидно, что обученіе всему этому практическимъ пу ­ темъ непосильно для школы и не выполнимо, особенно имѣя въ виду обученіе не единичныхъ личностей, а массы насе ­ ленія. А съ другой стороны и выпустить изъ школьной программы такое обученіе недопустимо. Ясно, что остается единственный путь для выполненія намѣченнаго, — дополнить практику теоріей. Необходимо въ дополненіе къ практиче ­ скому обученію обращенію и паханію такъ сказать зауряд ­ нымъ плугомъ присоединить преподаваніе теоріи плуга, теоріи паханія и почвознанія; и только послѣ того мы мо ­ жемъ сказать, что мы передали населенію надлежащія, а не половинчатыя знанія о плугѣ и этимъ самымъ наилучше обезпечили вообще введеніе плуга въ мѣстномъ хозяйствѣ. Возьмемъ другой примѣръ — культура любого хлѣба. Спросимъ себя, возможно ли, въ видахъ усвоенія хозяиномъ лучшихъ пріемовъ культиворованія хлѣбовъ, обучить его этому исключительно практическимъ путемъ. Выполненіе такой задачи потребовало бы показать человѣку на практикѣ почти всѣ породы и сорта хлѣбовъ, всѣ пріемы ухода, ко ­ торые, между прочимъ, зависятъ также отъ почвы и пере ­ мѣнныхъ условій погоды, слѣдовательно, нужно цѣлые годы, а можетъ быть и десятки лѣтъ практически показывать хозяину тотъ или другой пріемъ обработки и ухода за раз ­ ными растеніями, дожидаясь и улавливая наступленіе раз ­ личныхъ климатическихъ условій, — дальше показать всѣ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1