Об учреждении низших сельскохозяйственно-ремесленных школ

6 способы уборки, сушки и пр. Но вѣдь для всякаго понят но, что выполненіе всего этого прямо-таки невозможно: на практикѣ пришлось бы учиться всю жизнь. Гдѣ же выходъ? Въ теоріи. Одна только теорія, подкрѣпляемая кое-гдѣ прак-- тикой, можетъ дать всѣ эти знанія. Еще примѣръ — уходъ за скотомъ. Возможно ли, спра шивается, ограничиться въ этой области лишь практиче скимъ обученіемъ. Разумѣется нѣтъ: гдѣ же возможно прак тически показать кормленіе, поеніе и уходъ за скотомъ во всѣхъ случаяхъ — -при разныхъ кормахъ, разныхъ породахъ скота, разныхъ требованіяхъ на продукты скота, разномъ состояніи погоды и пр., и пр. На практическое обученіе всему этому потребовались бы десятки лѣтъ, чуть-чуть не столѣтіе. Между тѣмъ какъ та же практика, въ надлежа щемъ сочетаніи съ теоріей, въ годъ — два обучитъ всему вполнѣ достаточно для запросовъ всякаго хозяйства. Полагаемъ, однако, что приведенныхъ примѣровъ до статочно для доказательства несостоятельности мысли, будто бы улучшенію сельскаго хозяйства возможно въ полной мѣрѣ обучиться однимъ практическимъ путемъ: едва ли найдется въ области сельскаго хозяйства съ десятокъ такихъ вопросовъ, способы разрѣшить которые въ частныхъ слу чаяхъ хозяйства возможно передать исключительно прак тическимъ путемъ, независимо отъ сообщенія теоретиче скихъ знаній. Что же говоритъ, однако, по трактуемому вопросу сама наука, агрономія. Наука говоритъ, что сельское хозяйст во есть соединеніе ремесла, искусства и науки и что оно не можетъ разсматриваться въ отдѣльности ни какъ ремесло, ни какъ искусство, ни какъ наука. Полнота власти хозяина и успѣхъ въ веденіи сельскаго хозяйства зависятъ отъ удачнаго сочетанія въ немъ ремесленника, созидателя- творца и ученаго. Ремеслу обучаются преимущественно практическимъ путемъ; въ этой недѣлимой части сельскаго хозяйства и примѣнимо наше практическое обученіе; но оно, какъ ви димъ, всего сельскаго хозяйства отнюдь не обнимаетъ. Созиданію — творчеству обучить ничто не можетъ: что бы быть адептомъ искусства, нужно быть рожденнымъ для этого, имѣть призваніе отъ природы. И практика, и теорія необходимы въ послѣднемъ случаѣ лишь постольку, по-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1