Об учреждении низших сельскохозяйственно-ремесленных школ

7 скольку требуется развитіе и дальнѣйшее усовершенствова ніе уже прирожденныхъ сельскому хозяину качествъ. Вотъ одна изъ главныхъ причинъ, почему при массовомъ сель скомъ населеніи настоящихъ хозяевъ въ дѣйствительности немного: мы, сельскіе хозяева, стали таковыми не по при званію, которое наилучше обусловливаетъ плодотворное занятіе сельскимъ хоеяйствомъ, а случайно, главнымъ об разомъ въ силу своего происхожденія и стеченія внѣшнихъ обстоятельствъ. Наконецъ, посмотримъ, какія требованія къ преподава нію сельскаго хозяйства массамъ сельскаго населенія предъ являютъ за границей, въ западной Европѣ. Въ этомъ отношеніи для Франціи мы находимъ слѣ дующее, — пользуясь отдѣльными резолютивнаго характера выдержками (по И. И. Мещерскому). „Не лишнимъ будетъ замѣтить (говоритъ инструкція), что если преподаваніе земледѣлія должно занимать почет ное мѣсто въ нормальной школѣ (сельскохозяйственная, а не общеобразовательная), то все-таки это учрежденіе — не агрономическій институтъ и не должно стремиться къ образованію практиковъ; къ тому же для такой задачи и времени бы было недостаточно. Все, что необходимо, это чтобы ученики выносили изъ школы опредѣленныя свѣ дѣнія о почвѣ и способахъ ея улучшенія, о главнѣйшихъ культурахъ преимущественно областныхъ, о веденіи фермы, сада и т. д.; затѣмъ, чтобы они были въ состояніи препо дать въ начальной школѣ главнѣйшія изъ этихъ свѣдѣній, дать хорошій совѣтъ и, при надобности, успѣшно бороться съ рутиной и предразсудками. Чтобы достигнуть этихъ результатовъ, достаточно послѣдовательнаго, яснаго препо даванія, подкрѣпляемаго посѣщеніями лучшихъ сосѣднихъ фермъ, нѣкоторыми работами въ лабораторіи и постоянной практикой или въ саду, или на школьномъ демонстраціон номъ полѣ". Оффиціальная инструкція 4-го января 1897 г. по на чальному преподаванію земледѣлія говоритъ: „Когда въ 1879 г. былъ рѣшенъ вопросъ о введеніи обязательнаго преподаванія въ элементарныхъ школахъ, всѣ признавали, что обученіе крестьянъ земледѣлію — глав ное средство къ поднятію его; но въ вопросѣ, въ чемъ именно должно заключаться это обученіе, какой характеръ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1