Об учреждении низших сельскохозяйственно-ремесленных школ

8 оно должно носить, какъ и въ какихъ условіяхъ его должно вести, даже между главнѣйшими дѣятелями было разно ­ гласіе.. „Нѣкоторые полагали, — говоритъ Р. Лебланъ въ своемъ сочиненіи. „L ’ enseignement agricole 1 ', — что элемен ­ тарная школа; вовсе не можетъ ничего дать для обученія массы профессіональному земледѣлію; другіе, наоборотъ, полагали, что только черезъ школу и ея учителей открытія агрономическихъ наукъ и культурныя усовершенствованія вѣрно и быстро проникаютъ въ среду земледѣльцевъ; третьи, наконецъ,-(-большинство — придерживались средины: Они не говорили, что элементарная школа и ея учителя не имѣютъ никакого значенія въ обученіи массы земледѣлію, но и не преувеличивали дѣйствительнаго значенія результатовъ, которыхъ можно было отъ него ожидать, по крайней мѣрѣ въ то время". „Это большинство, по словамъ Леблана, полагало, что преподаваніе земледѣлія въ элементарныхъ школахъ должно имѣть значеніе преимущественно воспитательное, но направ ­ ленное на будущія нужды ребенка, что оно должно огра ­ ничиваться какъ бы введеніемъ въ преподаваніе земледѣлія въ собственномъ смыслѣ, а изученіе самаго земледѣлія должно ^слѣдовать позже и состоять или въ ежедневной практикѣ, сопровождаемой чтеніями и бесѣдами, или,даже въ дополнительномъ изученіи- земледѣлія въ высшей или практической школѣ. Эта мысль высказывалась многими авторитетами; такъ, г. Prillieux говоритъ: „Преподаваніе земледѣлія въ начальныхъ школахъ не должно ставиться такъ же, какъ преподаваніе исторіи или катехизиса. Оно должно основываться не на памяти, а на соображеніи ре ­ бенка, котораго оно должно пріучить къ разумному наблю ­ денію всего, что онъ видитъ передъ собою: камней, растеній, животныхъ, машинъ, которыя крестьянинъ постоянно имѣетъ передъ глазами и такъ мало знаетъ. -Оно должно ввести въ начальную школу опытный методъ, развить въ умѣ ребенка основные принципы, на которыхъ зиждется новѣйшее зем ­ ледѣліе, и уничтожить у него мысль, что только въ городѣ можно искать разумной и выгодной .работы. „Также понималъ дѣло и одинъ изъ извѣстныхъ въ свое время преподавателей Grendeau. „Если учителю, — говоритъ онъ,-^удастся сообщить возможно большему числу нашихъ деревенскихъ дѣтей элементарныя познанія, необ-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1