Об учреждении низших сельскохозяйственно-ремесленных школ

12 Р. Леблайъ, дѣлая въ своемъ сочиненіи „L ’ enseigriement agricole" обзоръ этихъ результатовъ, приводитъ слѣдующія слова г. Tisserand ’ a, директора министерства земледѣлія: „Введенная въ послѣдніе годы система преподаванія дала уже ободряющіе результаты. Земледѣліе представляетъ те ­ перь солидное дѣло какъ по числу, такъ и по силамъ про ­ свѣщенныхъ работниковъ и ученыхъ, посвятившихъ себя его усовершенствованію. Школы наполняются все болѣе и болѣе; вездѣ работа идетъ съ жаромъ. Просвѣщеніе, какъ можно судить по всеобщей выставкѣ 1889 г., проникаетъ все далѣе и далѣе на фермы. Просвѣщенная молодежь теперь привязывается къ сельской жизни; возвращается довѣріе въ ея будущее. Производительность страны живот ­ ными и растительностью увеличилась на нѣсколько сотъ милліоновъ; ввозъ сельскохозяйственныхъ продуктовъ, въ особенности животныхъ, значительно понизился, тогда какъ вывозъ чувствительно увеличился. „Подобно французской, въ бельгійской инструкціи ука ­ зано, что цѣль предмета земледѣлія въ начальной образова ­ тельной школѣ — внушить дѣтямъ любовь къ земледѣльческой работѣ, развить въ нихъ вѣру въ науку, и никакъ не под ­ готовлять изъ нихъ спеціалистовъ-работниковъ, что возможно лишь въ спеціальныхъ земледѣльческихъ школахъ. Въ силу сего, инструкція требуетъ, чтобъ въ народной школѣ пре ­ подаваніе земледѣлія было самымъ элементарнымъ, сведен ­ нымъ къ основнымъ существеннымъ положеніямъ земледѣлія и основаннымъ на демонстраціяхъ и опытахъ. Кромѣ того, въ инструкціи и въ особой приложенной къ ней таблицѣ довольно подробно разъясняется способъ выполненія про ­ граммы. Особенность этого способа заключается въ томъ, что въ цѣляхъ сообщенія преподаванію наибольшей демон ­ стративности и въ виду того, что каждое время года допу ­ скаетъ лишь опредѣленныя демонстраціи, порядокъ прохо ­ жденія программы опредѣляется согласно этимъ условіямъ времени. Такъ, въ основныхъ своихъ частяхъ программа дѣлится на 4 отдѣла: первый, заключающій свѣдѣнія по физикѣ, химіи и метеорологіи, какъ требующій опытовъ и демонстрацій, вполнѣ выполнимыхъ въ классѣ, проходится съ октября по январь; второй — изученіе почвы и ея обра ­ ботки, требующій демонстрацій въ полѣ, по производству полевыхъ работъ,занимаетъ февраль;третій отдѣлъ — растеніе-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1