Об учреждении низших сельскохозяйственно-ремесленных школ

14 „Наибольшимъ препятствіемъ къ прогрессу въ агрономіи всегда служитъ рутина, основанная на невѣжествѣ, и кос ность крестьянина, а иногда даже и на его презрѣніи къ теоріи агрономіи. Вотъ эту-то разслабляющую косность и крайне необходимо замѣнить крѣпкою вѣрою въ указанія знанія, эту-то безплодную рутину и слѣдуетъ низвергнуть и замѣнить раціональными культурными пріемами. Учитель сильно поможетъ прогрессу, если ему удастся своимъ эле ментарнымъ преподаваніемъ возстановить учениковъ противъ предубѣжденій, которыя невѣжество поддерживаетъ между земледѣльцами. „Для достиженія этой важной цѣли вполнѣ необхо димо, чтобы учитель строго придерживался свѣдѣній первой необходимости, чтобы онъ сообщалъ ихъ въ наиболѣе для того удобное время года и чтобы въ основу своихъ уроковъ положилъ всѣ средства опытнаго и показатель наго методовъ. „Его первая обязанность при началѣ учебнаго года распредѣлить различные вопросы земледѣлія въ такомъ порядкѣ, чтобы преподаваніе все время могло быть основано на опытахъ и демонстраціяхъ. Этотъ порядокъ не вполнѣ согласуется съ намѣченнымъ въ программѣ, но никакой уставъ не предписываетъ рабскаго слѣдованія изложенному въ немъ плану. Всегда учебный авторитетъ одобритъ дѣя тельнаго учителя, который, распредѣливъ преподаваніе со отвѣтственно условіямъ года и мѣста, сдѣлаетъ его болѣе воспріемлемымъ для учениковъ. „Простой здравый смыслъ говорить, что свѣдѣнія по физикѣ, необходимыя для усвоенія курса земледѣлія, мо гутъ быть съ успѣхомъ преподаны въ теченіе первыхъ трехъ мѣсяцевъ учебнаго года: уроки, которые въ это время воз можны, не требуютъ другихъ приспособленій, кромѣ тѣхъ, какія учитель можетъ во всякое время устроить самъ при помощи своихъ учениковъ. Эти предварительные уроки, объясняющіе всѣ раціональные пріемы обработки земли, служатъ свѣтомъ для изученія всего земледѣлія; ихъ слѣ дуетъ постоянно пересматривать при случаяхъ, на урокахъ земледѣлія въ тѣсномъ смыслѣ, постоянно подкрѣплять опытами и демонстраціями, чтобы они запечатлѣлись въ умѣ ребенка іГпробудили у него крѣпкую вѣру въ указанія знанія. Сверхъ всего эти демонстративные уроки, будучи

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1